МОСКВА, 23 апр - РИА "Новости", Ольга Липич. С заходом солнца, в ночь с субботы на воскресенье, иудеи всего мира начнут отмечать еврейскую Пасху - Песах.
Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе Федерации еврейских общин России, в Московском еврейском общинном центре пройдут несколько праздничных вечеров с участием главного раввина России Берла Лазара.
Еврейская Пасха считается праздником весны и свободы и отмечается в течение восьми дней. Она связана с Великим исходом, когда около 1200 года до нашей эры, 15 числа месяца нисана (по еврейскому лунному календарю) пророк Моисей вывел евреев из Египта и таким образом освободил их от рабства, в котором народ Израиля находился на протяжении сотен лет.
Слово "песах" ("пасха") означает "прохождение мимо". Такое название праздник получил в память о событии, непосредственно предшествовавшем исходу евреев из Египта.
По ветхозаветному преданию, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и кровью его помазать косяки дверей, благодаря чему ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая египетских первенцев. Только после гибели египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.
Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза - седер ("порядок"), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника.
Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб (маца), которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая и тертая зелень, символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина, цвет которой напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в рабстве. Причем зелень принято обмакивать в соленую воду. Она символизирует слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного".
Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году - в Иерусалиме!".
В синагогах во время пасхального богослужения читается Песнь Песней (Шир а-Ширим), что отражает земледельческие истоки Песаха.
В его основе лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы, когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца.
Впоследствии эти праздники были объединены и их стали отмечать в честь Исхода - дня рождения еврейского народа как нации.