Обозреватель РИА «Новости» Петр Гончаров
Почему, именно, США?
Это только на первый взгляд может показаться, что президент Украины Виктор Ющенко вкупе со своим другом, президентом Грузии Михаилом Саакашвили выступают в роли инициаторов реанимации ГУУАМ - организации, давно зарекомендовавшей себя недееспособной. Честь бы им и хвала за это, только сдается, что они себя в этой роли всего лишь позиционируют.
Идея реанимации принадлежит Вашингтону. В декабре минувшего года тогдашний первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж провел в Вашингтоне встречу с послами стран-членов этой организации Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии с единственной повесткой – возможности реанимации ГУУАМ. Тогда же и было решено провести в течение 2005 года встречу США-ГУУАМ на высоком уровне, другими словами – саммит с участием США.
Сегодня же администрация Джорджа Буша очень надеется, что состоявшаяся в пятницу встреча лидеров ГУУАМ позволит определить дальнейшую миссию этой организации. По этому случаю, на саммит в Кишинев Вашингтон направил своего официального представителя - посла Стивена Манна, являющегося специальным переговорщиком по Нагорному Карабаху и конфликтам в Евразии, и занимающего должность старшего советника госсекретаря по вопросам дипломатии в сфере энергетики Каспийского бассейна.
Посол Манн хорошо знаком с проблемами региона, активно участвовал в реализации проекта по созданию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а также в формировании Каспийского трубопроводного консорциума. Человек, одним словом, не случайный, и ему было поручено Белым домом довести до участников реанимируемой ГУУАМ приоритеты США в регионе ее ответственности.
Надежды же в Белом доме на почившую было в бозе организацию, возлагают немалые. Это, как минимум, и многосторонние проекты по укреплению региональной безопасности, и содействие в экономическом развитии региона, и успешное, благодаря, разумеется содействию США, продвижение совместных проектов в сфере торговли, транспорта, и правоохранительное сотрудничество.
Кроме того, саммит, по инициативе Тбилиси и Киева, взял под юрисдикцию еще не заработавшей ГУУАМ и такие проблемы в регионе, как пути урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского, нагорно-карабахского и приднестровского конфликтов. В частности, по урегулированию приднестровской проблемы, обещавшей стать главной интригой саммита, выступил сам Виктор Ющенко. Президент Украины ожидания оправдал, заявив, что его страна в решении приднестровской проблемы поддерживает линию США и ЕС.
В общем, всех направлений воскрешаемой ГУУАМ не пересчитать, и все это, конечно, в обход России.
Невнятным, на этом фоне, явилось утверждение секретаря Совета безопасности и обороны Украины Петра Порошенко о том, что ГУУАМ - это не альтернатива СНГ и категорически не носит антироссийский характер.
Впрочем, в Москве к саммиту отнеслись с должным пониманием. По мнению председателя комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова, организация, «без четкого базиса, задач и целей, провозгласившая основной идеологической платформой продвижение призрака "оранжевой революции" как можно дальше и на как можно большее количество участников, априори обречена на отторжение большинством стран СНГ".
Сенатора прав. В частности, президент Узбекистана Ислам Каримов дал понять о возможном выходе его страны из организации, в связи с чем отказался приехать на саммит, предоставив право представлять республику своему послу в Молдавии. Очень осторожно отнесся к саммиту и президент Азербайджана Ильхам Алиев, замаскировавший свой приезд в Кишинев под официальный визит к президенту Молдовы Воронину.
И Каримов, и Алиев вряд ли в восторге от перспективы участвовать в создании организаций, заведомо противороссийской ориентации, что бы там ни говорили в Киеве и Тбилиси. На саммит приглашены также в качестве наблюдателей президенты Румынии Траян Бэсеску и Литвы Валдас Адамкус. Замена, на случай выхода Узбекистана и Азербайджана из состава организации, явно не адекватная.
Москва никогда не выступала против каких-либо блоков и альянсов на территории постсоветского пространства. Не стоит Москве выступать и против этого реанимируемого альянса, обещающего превратиться в обычный клуб «бархатных президентов».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции