Девяносто лет назад - 22 апреля 1915 года произошло событие, которое буквально изменило мир. В тот день на Западном фронте Первой мировой войны, возле бельгийского города Ипр немецкие войска устроили против англо-французских частей газовую атаку.
Газовая атака продолжалась всего пять минут. Но англо-французские войска не были готовы к защите от нее и потеряли около 15 тысяч человек, из которых пять тысяч сразу остались лежать на поле боя. Так началась эра оружия массового поражения..
12 июля 1917 года, опять же под бельгийским Ипром против английских и французских войск немцы применили доведенную до газообразного состояния специальную жидкость с резким запахом горчицы и чеснока, горчичный газ кожно-нарывного действия, который потом так и назвали по месту применения Ипритом. В том же году англичане стали использовать для газовых атак специальное приспособление – газометы.. Всего за 1915-1918 год воюющие страны израсходовали более 125 тысяч тонн отравляющих веществ. А общие потери от их применения составили около миллиона человек.
17 июня 1925 года был подписан Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Это был первый международный документ, юридически запрещающий применение химического и бактериологического оружия. Тем не менее, отравляющее оружие не ушло в прошлое. Его применяла армия фашистской Италии в войне против Абиссинии в 1935-1936 году. Японская армия против мирного населения Китая в годы Второй мировой войны. Немецкая армия против заключенных концентрационных лагерей. У Гитлера были планы использовать химическое оружие – 720 тысяч артиллерийских выстрелов против населения осажденного Ленинграда. Его остановила только боязнь возмездия – у СССР, знал фюрер, тоже есть боевые отравляющие вещества.
Но и после Второй мировой войны химическое оружие вновь применялось. Это делали США в войне против Вьетнама в середине семидесятых. «Знаменитого» Agent Orange они вылили на джунгли более 72 миллионов литров. Этой отравляющей жидкостью и ядовитыми гербицидами было обработано более 20 тысяч кв. км лесов и 2 тысячи кв. км сельскохозяйственных угодий. Широко использовались отравляющие вещества Саддамом Хусейном против курдского населения Ирака и против Ирана. Это оружие стало поводом к оккупации США и его союзниками территории суверенного Ирака, свержения там правящего режима, хотя самих отравляющих веществ Пентагон и его аналитики в Междуречье так и не нашли.
В 1993 году была принята международная Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, а так же о его полном уничтожении.
Страны, обладающие самыми большими запасами боевых отравляющих веществ – США (32 тысячи тонн) и Россия (40 тысяч тонн) с этой задачей не справились, хотя и прилагают к ее решению очень большие усилия. Причины задержек с ликвидацией химического оружия у Вашингтона и Москвы – разные. В одном случае, как это происходит в Соединенных Штатах, там никак не определятся с самым безопасным методом утилизации этого оружия, хотя 25 процентов своих запасов уже сожгли на атолле Джонстон в Тихом океане. Для России проблема заключается в отсутствии необходимых финансовых средств и неоправданными задержками с обещанной международной помощью, в том числе и со стороны США.
Тем не менее, в поселке Горный под Саратовом успешно работает завод по ликвидации запасов иприта и люизита. Там уже уничтожено около тысячи тонн из 1160 тонн запасов этого отравляющего вещества, хранящегося на местном арсенале. Строятся объекты по утилизации химического оружия и на других арсеналах - в Почепе Брянской области, в поселке Леонидовка Пензенской области, в поселке Марадыковский Кировской области, в поселке Кизнер Удмуртия, возле города Щучье Курганской области и в удмуртском городе Камбарка. Виктор Холстов. заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности (а именно эта организация занимается в России проблемой утилизации химоружия) уверен, что свои обязательства по Конвенции наша страна обязательно выполнит к новому, согласованному с международными органами сроку – апрелю 2012 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции