Политический обозреватель РИА «Новости» Арсений Оганесян
Глава МИД РФ Сергей Лавров, комментируя заявление Госсекретаря США Кондолизы Райс о том, что Белоруссия является "последней настоящей диктатурой в Центральной Европе" и что "настало время для перемен" в этой стране, заявил: «Мы не поддерживаем насильственную смену режимов»
Попытки американской стороны «экспортировать демократию» вызывают негативную реакцию официальной Москвы. Поэтому Москва хотя и воспринимает положительно миролюбивые заявления относительно того, что Россия и Запад не являются соперниками на постсоветском пространстве, но рассматривает их как пустые декларации.
Потому как реальные факты говорит об обратном, – о непрекращающихся попытках вытеснить Россию из зон традиционного влияния и стремлении радикальным образом изменить геостратегический баланс сил в Евразии.
«Желание Соединенных Штатов поставить под контроль все постсоветское пространство очевидно»,- считает Директор Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов. Он расценивает выступление Райс относительно Белоруссии как «очень жесткое» и считает нынешнего Госсекретаря США представителем «наиболее радикально настроенных кругов нынешней администрации».
Ценность отношений с Белоруссией сегодня для России высока как никогда. Так, по мнению заместителя директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, «Белоруссия - единственный военно-политический союзник России в Европе. Потому что она входит в союзное государство, является членом ОДКБ. В ближайшее время ожидается создание единой системы ПВО двух стран. Это достаточно серьезный ответ на заявленные планы сотрудничества США и Украины в области ПРО».
Эксперт особо подчеркивает, что «роль Белоруссии для России значительно выросла после «оранжевой» революции в Украине, потому что если раньше Россия могла вести достаточно сложную игру, маневрируя между двумя пророссийски ориентированными странами, то теперь Украина хочет стать членом НАТО и на Западе идут ей в этом навстречу. Соответственно Россия будет предпринимать все усилия для того, чтобы поддержать режим Лукашенко. В противном случае, НАТО подойдет к российским границам на всем западном направлении».
Методы, которыми американские неоконсерваторы ведут свою «борьбу за демократические ценности» вызывают большие сомнения. Выборы на Украине продемонстрировали миру отнюдь не торжество демократии, а победу одних политтехнологов и подтасовщиков над другими. «Оранжевая революция» совершалась с грубейшими нарушениями демократических норм и процедур. В результате смена власти произошла неконституционным путем.
Торжества демократии не видно и в других странах, где правящие режимы менялись не без участия Вашингтона, будь то Грузия, Киргизия, Ирак, Афганистан или Косовский край.
Получается, что демократизация – лишь красивая вывеска, прикрывающая истинные мотивы вмешательства американского государства в дела других независимых наций. А именно, геополитические.
При этом создается впечатление, что Вашингтон очень спешит. Его политика становится все более агрессивной и стремительной.
Может быть, президенту Бушу не терпится войти в историю в качестве архитектора очередной «волны демократизации» в Европе, или даже успеть до конца своего срока насадить новый миропорядок, закрепив за США роль единственной в мире сверхдержавы? Учитывая мессианский подход Буша-младшего к выстраиванию американской внешней политики можно предположить, что это так.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции