ГРОЗНЫЙ, 21 апр - РИА "Новости". По данным российских спецслужб, между боевиками Басаева и "масхадовцами" идет борьба за денежные потоки из-за рубежа.
"Басаев в последнее время предпринимает попытки подчинить так называемых зарубежных представителей Масхадова (уничтожен спецназом ФСБ РФ 8 марта 2005 года), которые контролировали его денежные каналы, в целях установления личного контроля над всем финансированием бандформирований", - сказал РИА "Новости" в четверг представитель Регионального оперативного штаба (РОШ) по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе Илья Шабалкин.
"Однако он сталкивается с резким противодействием со стороны "масхадовцев", - добавил он.
По его словам, конфликты между представителями боевиков за рубежом находят отражаются на ситуации в "бандитском подполье" на территории Чечни.
"Бандиты, ранее подчинявшиеся Масхадову, отказываются переходить в подчинение Басаева и пытаются перейти к самопровозглашенному "президенту" так называемой Ичкерии Сайдулаеву", - отметили в РОШ.
По данным РОШ, часть боевиков намереваются прекратить преступную деятельность и выехать за пределы Чечни. Однако рядовым боевикам это невозможно сделать из-за отсутствия денег.
При этом они, не признавая ни Басаева, ни Сайдулаева, реально могут вызвать в свой адрес акты мести за то, что фактически уклонились от участия в НВФ.
В этой ситуации многие из боевиков предпочитают явиться с повинной и, даже получив наказание в виде лишения свободы, тем не менее через несколько лет начать новую жизнь, не опасаясь за свое будущее.
"Так, по имеющейся оперативной информации, главарь банды, действующей в окрестностях селения Цоцин-Юрт Курчалоевского района, отказывается участвовать в активных действиях против федеральных сил и рассматривает возможность явки с повинной в правоохранительные органы", - сообщили в РОШ.
Кроме того, на взаимоотношения в бандитской среде также накладывают отпечаток старые неразрешенные конфликты. В частности, в Панкисском ущелье Грузии отмечены конфликты между бандглаварями, оспаривающими свое лидерство в среде бандитского подполья.
У правоохранительных органов есть информация, что в результате таких конфликтов происходили вооруженные стычки между боевиками из разных банд.
В РОШ также обратили внимание на события, о которых в последнее время рассказывают граждане, в основном чеченской национальности, посетившие страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии для встреч с родственниками или по коммерческим делам.
"Практически большинство из них, побывав за рубежом, отмечают заметные разногласия в среде идеологов НВФ и им сочувствующих. С одной стороны, это функционеры экстремистских организаций, поддерживающие НВФ в Чечне и ориентированные на Басаева. С другой стороны, это те, кто в свое время высказывался в поддержку Масхадова. Соответственно еще более острые разногласия, нередко переходящие в конфликты, происходят между так называемыми зарубежными представителями этих одиозных главарей террористов", - сообщили в РОШ.
Как подчеркнули в РОШ, эти противоречия "затрагивают в основном сферу сбора в мусульманских странах денег под предлогом оказания гуманитарной помощи своим единоверцам в Чечне". При этом не отмечено ни одного случая, когда эти деньги тратились на оказание гуманитарной помощи в виде закупок продовольствия и товаров первой необходимости.
"Для населения республики из этих средств не закуплено ни одного мешка муки", - отметили в РОШ, подчеркнув, что на самом деле эти деньги используются функционерами боевиков в своих интересах и с целью повышения уровня личного благосостояния.
"Лишь малая часть денег, как правило мизерная, по тайным каналам переправляется в регионы конфликтов, в том числе в Чечню, и идет на финансирование бандитского подполья", - сообщили в РОШ.