МОСКВА, 20 апр - РИА "Новости", Ольга Липич. Папа Бенедикт XVI расставит новые приоритеты в политике христианского экуменизма, и "православной Москве, видимо, придется подождать" - прогнозирует руководитель Центра социально-религиозных исследований Института Европы РАН, доктор исторических наук Анатолий Красиков.
В интервью РИА "Новости" в среду он дал скептическую оценку перспективам развития православно-католического диалога при понтификате Йозефа Ратцингера.
"Новый Римский первосвященник Папа Бенедикт XVI задолго до своего почти молниеносного избрания на престол проявил себя не просто продолжателем дела Второго Ватиканского собора, но и человеком, готовым по-новому расставить акценты в провозглашенной 40 лет назад политике христианского экуменизма", - сказал Красиков.
"К руководству Римско-католической церкви и государства Град Ватикан пришел решительный сторонник внутренней дисциплины и сохранения традиций многовековой истории католичества", - добавил он.
В подтверждение своих слов эксперт напомнил содержание документов "О выражении Церкви-сестры" и "Доминус Йезус", разработанных Конгрегацией по вопросам вероучения под руководством тогда еще кардинала Йозефа Ратцингера и опубликованных летом 2000 года. В них говорилось о том, что "сестрами" являются лишь поместные Церкви Рима и Москвы. Католическая же и Православная Церкви - это не равноправные структуры. Полнотой Церкви обладает только Католическая Церковь, поэтому ее вернее именовать Церковью-матерью, а не сестрой.
Красиков особо отметил, что Иоанн Павел II, как и его предшественники Иоанн XXIII и Павел VI, постоянно звал к диалогу "весь православный мир и прежде всего самую крупную из автокефальных Православных Церквей - Русскую".
По мнению эксперта, Священный Синод РПЦ "отверг протянутую ему руку, выдвинув в качестве предварительного условия для диалога отказ от общения католиков западного обряда с вернувшимися под омофор Папы в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века греко-католиками (униатами) и от "прозелитизма", якобы практикуемого РКЦ по отношению к православным".
"До сих пор стороной, выдвигавшей условия для диалога между "первым" и "третьим" Римом, выступала православная Москва", - считает Красиков. Отныне, по его словам, "судьба этого диалога будет, судя по всему, решаться в Ватикане".
"Как видно из первых выступлений Ратцингера-Папы, приоритетной задачей для него является решение внутренних проблем Римско-католической церкви. Так что православной Москве, видимо, придется подождать", - заключил собеседник агентства.