Рейтинг@Mail.ru
Чемпионат России по кино закруглился - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Чемпионат России по кино закруглился

Читать ria.ru в
Дзен
Цыплят в российском кино традиционно считают по весне. На сей раз Национальная Академия киноискусства «Ника» сделала это на церемонии, прошедшей в Театре Армии и показанной сначала в прямом эфире НТВ+, а день спустя, в записи на федеральном общедоступном канале НТВ. Чемпионом России за минувший год стала картина «Свои» Дмитрия Месхиева, удостоенная наград сразу в четырех номинациях, в том числе и в самой престижной из них – «лучший игровой фильм». Классик российского кино Кира Муратова получила вторую по значимости «Нику» - за лучшую режиссуру. Эти же картины присовокупили к своим трофеям еще по статуэтке за мужскую роль (Богдан Ступка в «Своих») и за женскую – Алла Демидова в «Настройщике»)...

Цыплят в российском кино традиционно считают по весне. На сей раз Национальная Академия киноискусства «Ника» сделала это на церемонии, прошедшей в Театре Армии и показанной сначала в прямом эфире НТВ+, а день спустя - в записи на федеральном общедоступном канале НТВ.

Чемпионом России за минувший год стала картина «Свои» Дмитрия Месхиева, удостоенная наград сразу в четырех номинациях, в том числе и в самой престижной из них – «лучший игровой фильм». Классик российского кино Кира Муратова получила вторую по значимости «Нику» - за лучшую режиссуру. Эти же картины присовокупили к своим трофеям еще по статуэтке за мужскую роль (Богдан Ступка в «Своих») и за женскую – Алла Демидова в «Настройщике».

Церемония, как шоу, выглядела достаточно гармоничной и во многих отношениях сбалансированной. В меру – пафосной (когда статуэтка «Ники» вручалась фронтовику-оператору Школьникову фронтовиками писателем Борисом Васильевыми и кинорежиссером Петром Тодоровским), в меру – юмористической (кинокапустник, монолог Евгения Гришковца, прочитанный Михаилом Ефремовым, пародийный номер Максима Галкина), в меру – трогательно-сентиментальной (момент вручения награды Нонне Мордюковой в номинации «За честь и достоинство»).

Шоу удалось, в чем отдельная заслуга Юлия Гусмана, инициатора этой национальной кинематографической премии, коей, к слову сказать, уже исполнилось 18 лет.

О самой церемонии пришлось сказать более или менее подробно в связи со скрытой повесткой мероприятия. У нас ведь помимо национальной киноакадемии «Ники», возглавляемой Эльдаром Рязановым, образовалась два года назад киноакадемия «Золотой орел» - детище Никиты Михалкова. Это конкурирующие фирмы. К тому же это отголоски серьезной внутрикинематографической розни, резко проявившейся на шумном и скандальном VI съезде СК РФ.

Теперь, стало быть, состязаются не только фильмы, фирмы, проекты, но и академии. Но и сами церемонии. Похоже, что в этом году хорошо смеялся тот, кто смеялся последним. То есть, смеялась и торжествовала «Ника». Она была более раскованной и теплой, менее претенциозной, чем золотоорловское торжество в павильоне «Мосфильма» со свадебными знаменитостями, и более адекватной самому кинопроцессу. Все-таки на верхней ступеньке пьедестала почета оказалась картина, которая была лидером на протяжении всего сезона – на национальных конкурсах «Свои» фигурировали в победителях, и на ММКФ картина завоевала главную награду. Тогда как «72 метра» Владимира Хотиненко, получившие самого главного «Золотого орла», совершенно затерялись на других профессиональных конкурсах.

Что же касается собственно производства и творчества, то все эти склоки, «разводки» и амбиции не слишком, слава богу, сказались на художественных и кассовых результатах минувшего киногода.

Кинопроизводство растет, киносеть реанимируется, и появляется все больше отечественных фильмов, которые можно смотреть «без отвращения», как в свое время говаривал Виктор Шкловский.

В этом сезоне, правда, не оказалось международно-признанного фаворита, каковым в прошлом году стал фильм Звягинцева «Возвращение», снискавший двух «Золотых львов» в Венеции и еще кучу наград менее значительных киносмотров. Но зато появилось сразу несколько картин, о которых можно было говорить и спорить, и с которыми хотелось поспорить. Это, в частности, знак того, что кино становится не просто предметом массового потребления, но и фактором нашей повседневной общественной жизни. Появились фильмы, с которыми можно не просто хорошо провести время, но и побеседовать «за жизнь», «за культуру», «за вечность». 

Помимо упомянутых лауреатов есть другие картины, которых богиня «Ника» одарила своим вниманием. Это, конечно же, «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Мой сводный брат Франкештейн». Последний, как мне показалось, заслуживал большего, чем статуэтка в номинации «лучшая мужская роль второго плана» (ее унес с церемонии Сергей Гармаш). Кому-то, наверное, показалось, что и «Настройщик» имел основания, чтобы превзойти «Своих». Кого-то смутило то обстоятельство, что столь самобытное кино, как «Время жатвы» Марины Разбежкиной, не выбилось в победители ни по одной из номинаций. А многих удивило, что такой вызывающе спорный дебют, как «4» Ильи Хржановского (он имеет уже международные награды), вообще не пробился ни в одну номинацию. Как и другой столь же неоднозначно оцениваемый режиссерский дебют Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила».

У простых же зрителей свои претензии к выбору академиков, совершенно проигнорировавших кассовый успех «Ночного дозора».
Но, в конце концов, если уж в спорте не всегда побеждают сильнейшие, то в искусстве тем более довольно часто не везет талантливейшим. Проигравшие могут утешиться как рациональными, так и иррациональными объяснениями.

Последние состоят в том, что всякое состязание по искусству – немного лотерея. Как тай-брек в теннисе или буллиты в хоккее. Из рациональных наиболее расхожие – сговор, лоббистское давление, нечестная игра заинтересованных лиц и сил. В данном случае они не имеют под собой сколько-нибудь реальных оснований. Есть другое реальное основание. Академики, определяющие судьбу каждой «Ники», - люди в летах, следовательно - консервативные в своих эстетических взглядах. Такое жюри, как правило, отсекает слишком радикальные как по форме, так и по содержанию, кинематографические идеи.

Можно предположить, что потому и не расщедрились они на награды для фильма Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн». Картина-то попала едва ли не в самую болевую точку нашей сегодняшней жизни. Она про то, как не соединяются две половинки жизни – мирная и военная. Герой Леонида Ярмольника попробовал их «слепить», и ничего не получилось.

Шкафы российской истории набиты скелетами. Один из последних – скелет одноглазого сентиментального юноши, потерявшего в какой-то горячей точке глаз и прозванного за это Франкенштейном. С ним нам теперь жить, если не под одной крышей, то в душе.
Что прикажете делать с нашим общим сводным братом? — рассуждал один из зрителей. Вылечить его нельзя, мирной жизни для него нет, он и вдали от горячей точки чувствует себя на линии огня. Только, если, убить…

Вот с этой логикой как раз не мог согласиться герой Леонида Ярмольника. Но согласиться пришлось. Когда согласился, то стало понятно, что он ко всему прочему еще и предал уже близкого ему человека – сводного брата своего сына. Финита ля комедия, а «ля трагедия» продолжается.

Потому и кажется, что новый фильм Валерия Тодоровского – это больше чем хорошо сделанный фильм, это еще и верно поставленный диагноз.

Верно поставленные диагнозы не всегда радуют. И не всегда с ними хочется мириться. Тогда и является повышенный спрос на «Ночной дозор». То есть, не просто на альтернативное кино, но и на альтернативную действительность.

***

Забавное совпадение – может, нечаянное, а может - вполне предумышленное. Накануне церемонии вышел выпуск «Культурной революции», в котором гости заспорили: нужны соревнования в кино или они вредны? Владимир Меньшов и Владимир Хотиненко стояли на том, что  вредны, бесполезны и только искажают картину нашего кино.

Говорили это мастера, не слишком удачливые в последнее время в соревнованиях со своими коллегами, но говорили горячо и страстно. Поневоле возникла ассоциация с басней Эзопа «Лиса и виноград»: если не могу дотянуться до высокой награды, то скажу, что не очень-то и хотелось.

Но если все-таки говорить серьезно, то чемпионаты по кино (как и по другим художественным дисциплинам) – вещь полезная. Они стимулируют не только амбиции, но и творчество. Касса – не самый верный судья. Время вершит суд верный, но это – долгий суд. А тут весной каждого года профессионалы от кино предъявляют искусству кино свой Гамбургский счет.

…Один чемпионат едва закончился, как начинается следующий. В конце мая стартует «Кинотавр», который соберет неслабую компанию конкурентов. Там будет, наверное, «Солнце» Александра Сокурова, «Статский советник» Филиппа Янковского. Потом ММКФ, затем «Окно в Европу», «Киношок» и далее со всеми промежуточными финишами до станции «Ника-2006».  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала