Обозреватель РИА "Новости" Марина Пустильник
В первом квартале 2005 года объемы продаж мобильных телефонов в России превзошли все ожидания. Основные дилерские сети, такие как «Евросеть», «Связной», «Техмаркет» и «Диксис», продали на 10-30% больше мобильных телефонов, чем предполагалось ранее.
Например, компания «Евросеть» сообщила, что продала 1.6 миллионов трубок общей стоимостью 390 миллионов долларов. Подобный объем продаж в три раза превышает оборот компании, зарегистрированный в первом квартале 2004 года. «Диксис» продал на 15-20% больше телефонов, чем предполагалось заранее, продажи «Техмаркета» составили на 35% больше запланированных, а «Беталинк» продал 100 тысяч трубок, что на 10-20% больше, чем ожидалось.
В целом по стране, по оценке компании «Евросеть», за первые три месяца 2005 года было продано 7.63 миллиона мобильных телефонов, а общая сумма продаж составила 1.14 миллиарда долларов. Оценка, сделанная аналитической компанией Mobile Research Group, еще более оптимистична – аналитики заявили, что общий объем продаж составил в первом квартале 2005 года 8 миллионов трубок.
Объем рынка в 2005 году в денежном выражении теперь прогнозируется на уровне 5.6 миллиарда долларов вместо 5.1 миллиарда долларов, предсказанных ранее. По прогнозам компаний «Беталинг» и «Дивизион», в 2005 году в России будет продано 27 миллонов трубок, а аналитики из Mobile Research Group оценивают объем продаж дилерских сетей в 34-34.5 миллиона мобильных телефонов.
Что послужило причиной столь неожиданного роста продаж, который начался, если быть точными, еще в последнем квартале 2004 года? Аналитики считают, что россияне решили заменить свои старые трубки. В 2004 году доля телефонов, покупаемых на замену, составила 38% от общего объема продаж, но сегодня эта фигура составляет уже 50%, в то время как в Москве рынок телефонов на замену занял почти 100% от общего объема продаж.
Ощутимая разница между московскими и региональными продажами объясняется в первую очередь разницей в уровне доходов. «Доходы в Москве выше, и покупатели могут позволить себе тратить больше на мобильную связь,» объяснила Татьяна Гуляева, пресс-секретарь компании «Евросеть» в разговоре с агентством Cnews.ru. «И вне всякого сомнения, мобильные телефоны являются элементом имиджа, потребители следят за модными тенденциями и часто имеют не один, а два, три телефона.»
Согласно информации, предоставленной компанией «Евросеть», решающими факторами тут становятся модность модели (что особенно верно для молодых пользователей), а также появление на рынке моделей с новыми функциями и возможностям. «Особенно это характерно для жителей крупных городов, где телефоны меняют чаще и предпочтение отдают более высокотехнологичным аппаратам, - говорит г-жа Москалева из этой компании, прокомментировавшая ситуацию по просьбе Cnews. - По статистике, замена телефона происходит сейчас раз в полгода-год», в то время как в европейских странах этот показатель равняется 2-3 годам.
Оксана Хрусталь из компании «Техномаркет» добавляет к этому: «Телефоны на замену более дорогие, и у них больше функций. Доля моделей, которые стоят от 100 до 200 долларов, постоянно растет, в то время как доля бюджетных моделей падает.»
Чего следует ожидать в дальнейшем? Как уже было сказано выше, волна покупок телефонов на замену началась в России в последнем квартале 2004 года, когда модели мобильных телефонов со встроенной фото- и видеокамерой появились в арсенале всех производителей. Большинство людей, желавших обменять свой старый мобильный телефон на что-то новое, модное и более функциональное, уже сделали этот шаг. Следующая волна покупок телефонов на замену случится, скорее всего, в начале будущего года, когда российские операторы начнут строительство сетей третьего поколения (3G), и потребители обнаружат, что нуждаются в новых телефонах, совместимых с 3G сетями и услугами, предлагаемыми в них. До тех пор российский рынок мобильных телефонов продолжит расти, но без скачкообразных движений, наблюдавшихся в прошедшем квартале.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции