21 апреля в Вильнюсе состоится заседание Совета Россия-НАТО. Кто возглавит российскую делегацию?
- Заседание Совета Россия-НАТО (СРН) пройдет на уровне министров иностранных дел. С российской стороны во встрече примет участие министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров.
В чем особенность этого заседания Совета? Какие вопросы будут на нем обсуждаться?
- Встреча пройдет в неформальном режиме, без заранее утвержденной повестки дня. Министры оценят достигнутый за последнее время прогресс в работе СРН, обсудят дальнейшие перспективы сотрудничества, а также обменяются мнениями по актуальным вопросам международной жизни.
Какое значение придают в Москве развитию отношений России c НАТО?
- Мы считаем, что партнерство Россия-НАТО стало существенным фактором европейской стабильности, и выступаем за то, чтобы оно было ограждено от колебаний политической конъюнктуры. За весьма короткий исторический срок в наших отношениях с альянсом сделан крупный шаг - от былой конфронтации к конструктивному взаимодействию на основе общих интересов. Как партнеры, способные брать на себя значимую долю обязательств по поддержанию региональной безопасности и стабильности в мире, в рамках Совета Россия-НАТО мы можем откровенно обсуждать и вырабатывать решения по урегулированию кризисных ситуаций. Работа СРН несомненно способствует укреплению предсказуемости и доверия, решению сохраняющихся проблем через взаимный учет интересов.
Как можно было бы оценить результативность работы Совета?
- Фактически «поставлены на рельсы» две главные «опоры» взаимодействия с НАТО - политический диалог и практическое сотрудничество. Благодаря правильно выбранной неполитизированной формуле обсуждений реальных проблем в сфере безопасности (в Вильнюсе предполагается обсудить, среди прочего, проблемы Афганистана и Косово) Совет Россия-НАТО положительно себя зарекомендовал на фоне других межгосударственных объединений и имеет неплохие перспективы. Однако он не становится и не может стать альтернативой нашей большой работе по переналадке ОБСЕ и выстраиванию отношений с Евросоюзом, в том числе в рамках общего пространства внешней безопасности.
Каковы перспективы развития отношений России с альянсом?
- На наш взгляд, сейчас подходящий момент, чтобы подумать о новых возможностях Совета Россия-НАТО. Мы за то, чтобы выводить наши отношения с альянсом на более продвинутый уровень партнерства, - через углубление оперативного взаимодействия в реагировании на угрозы и вызовы общей безопасности (терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция, торговля людьми и другие), развитие военно-технического сотрудничества, совместное участие в ликвидации последствий техногенных катастроф, стихийных бедствий. Как понимаем, в этом заинтересованы и мы, и страны-партнеры по СРН.
Каковы приоритеты для взаимодействия с обеих сторон?
- Особое внимание в СРН уделяется проблемам борьбы с террористическими угрозами. От заявлений мы переходим к солидарным практическим мерам. Выполняется План действий СРН по борьбе с терроризмом. Это - качественный прорыв в деле предотвращения теругроз, непосредственной борьбы с ними, сотрудничества при ликвидации последствий совершенных террористических атак.
Считаем необходимым активизировать усилия по налаживанию оптимальных механизмов обмена закрытой информацией, развитию антитеррористического сотрудничества по линии военных, совместным технологическим разработкам, проведению совместных учений и тренировок контртеррористических подразделений.
Важное значение в контексте совместной борьбы против терроризма имеет подключение России к контртеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземноморье. В этом году будет продолжена подготовка российских кораблей к участию в операции, и, как планируется, они начнут выходить на совместное патрулирование с кораблями альянса с начала 2006 года.
По каким другим направлениям возможно продвижение в рамках Совета?
- Полагаем, что перспективным направлением взаимодействия в рамках СРН может стать сотрудничество в области противодействия афганской наркоугрозе, которая серьезно угрожает стабильности и безопасности стран евроатлантического региона. Начата проработка возможностей СРН в этом плане, в том числе через реализацию пилотного проекта по созданию под эгидой Совета центра подготовки кадров для антинаркотических служб Афганистана и транзитных стран Центральной Азии.
Как совершенствуется договорно-правовая база отношений Россия-НАТО?
- Большое внимание уделяем сотрудничеству в области оперативной совместимости войск России и стран НАТО. В ходе заседания в Вильнюсе Россией будет подписано Соглашение о правовом статусе вооруженных сил стран НАТО и государств-участников программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) на территории друг друга. Россия, как известно, участвует в программе ПРМ. Соглашение определяет вопросы юрисдикции, ответственности за возможный ущерб, а также регулирует иные аспекты, связанные с временным пребыванием воинских контингентов, например для учений на иностранной территории. Наше присоединение к этому соглашению существенно облегчит проведение совместных миротворческих и антитеррористических операций, а также военный транзит.
Каковы области практического взаимодействия обеих сторон?
- Среди практических проектов сотрудничества продолжаем работу по совместимости систем противоракетной обороны на театре военных действий (ПРО ТВД), а также сил и средств чрезвычайного реагирования. В качестве перспективного направления сотрудничества рассматриваем совместную деятельность в области оборонной промышленности, науки и технологий.
Есть ли поводы для обеспокоенности с российской стороны, и как можно было бы их избежать?
- Поступательное развитие взаимодействия с НАТО не означает, что у нас решены все проблемы в отношениях с альянсом. Ряд установок в военном планировании НАТО, курс на продолжение расширения, отказ под надуманными предлогами вводить в силу адаптированный ДОВСЕ, - все это не может не вызывать нашу обеспокоенность.
Механизм СРН позволяет нам откровенно обсуждать с партнерами наши озабоченности. Это дает эффект. Так, приветствуем проявленную альянсом готовность к транспарентности в вопросах модернизации военной инфраструктуры на территории балтийских государств. Мы уже проводим инспекции на модернизируемых объектах НАТО в Прибалтике в соответствии с Венским документом 1999 года по мерам укрепления доверия и безопасности. Инспекции намерены проводить и дальше - с тем, чтобы исключить возможность внезапного существенного наращивания сил НАТО у границ России.
Изменилась ли позиция Москвы в отношении расширения НАТО?
- В целом, наше сотрудничество с НАТО развивается в благоприятной политической атмосфере. Но дело это хрупкое. Все может оказаться разрушено в результате резких, непродуманных действий, связанных, например, с приглашением отдельных стран СНГ присоединиться к НАТО. Мы по-прежнему убеждены, что географическое расширение НАТО не имеет серьезного аргументированного обоснования.
Какова проблематика дискуссий мининдел НАТО, которые пройдут в это же время в Вильнюсе?
- В дни проведения заседания СРН в Вильнюсе будут проходить неформальные дискуссии мининдел НАТО, в частности по инициированной Герхардом Шредером теме укрепления политической составляющей альянса. В этом контексте слышны голоса в пользу выхода на более тесное стратегическое партнерство с Россией. Но одновременно заметны и попытки некоторых новых членов альянса придать антироссийскую направленность трактовке известных событий в ряде государств СНГ, поставить под вопрос миротворческую роль России на постсоветском пространстве.
Как намерена российская сторона и дальше строить отношения с НАТО?
- Мы намерены поступательно наращивать политдиалог и практическое сотрудничество с НАТО по схеме особого стратегического партнерства, ориентированного на решение общих задач противодействия опасным вызовам международной и европейской стабильности, но при обязательном условии учета членами альянса законных интересов безопасности России.