Александр Юров, Политический обозреватель РИА «Новости»
С 1996 года компания Rolls Royce настойчиво пытается обосноваться на российском рынке авиационных двигателей. Однако практически ни разу дальше пробных размещений пары двигателей на каком-нибудь экспериментальном летательном аппарате дело не шло. И только в этом году компании впервые удалось договориться с российской авиационной фирмой «Камов» о поставке двигателей для новых серийных вертолетов. В обмен Rolls Royce обещает помочь россиянам со сбытом этих уже практически совместных вертолетов за границей.
Сложность потенциально огромного российского авиационного рынка заключается в том, что у местных производителей летательных аппаратов хронически не хватает средств на производство новой техники, а с ее продажей дела обстоят еще хуже. Оттого Rolls Royce и решил начать с малого. Камов-helicopter в 2005 году получит от компании всего 24 двигателя, а в следующем чуть больше – 56-60 штук. Это значит, что в России за два года будет произведено порядка 40 машин с иностранными двигателями. Не так уж и много. Компания Rolls Royce аналогичных двигателей продала по всему миру более 220 тыс. штук, и российская доля в этом огромном количестве, разумеется, капля в море.
Тем не менее, для российской авиационной промышленности, которая все последние годы находилась в устойчивом кризисе, это, конечно, неплохой выход. Предполагаемая стоимость одной машины К-226 с двигателями Rolls Royce – $2 млн. Как сказал генеральный директор компании Камов-helicopter Валерий Лукин, даже при такой приличной цене машина все равно окажется дешевле практически любых зарубежных аналогов как минимум на 20%.
Контракт рассчитан на пять лет. За это время двигатели Rolls Royce будут размещаться только на новой модификации вертолета К-226. Его особенность заключается в том, что он легко трансформируется из пассажирского варианта в грузовик. Уже сейчас на еще не произведенные вертолеты с двигателями Rolls Royce имеются покупатели: заключены опционы и договоры на поставку 65 машин Ка-226. Поэтому Лукин уверен, что этот вертолет будет легко распродан по всему миру.
Впрочем, российский вертолет, каким бы он замечательным ни был, продать в Европе и США будет непросто. Рынок и без того заполнен качественной продукцией, и «новичков» там никто не ждет. Однако с двигателями Rolls Royce у россиян появляются некоторые надежды сойти за уже раскрученный бренд. А вот зачем все это Rolls Royce?
Крупнейший мировой производитель авиационных двигателей за последние несколько лет добился существенного расширения своей доли на рынке. Годовой объем продаж по всему миру составляет на сегодняшний день почти $9,6 млрд., из которых 40 процентов приходится на доходы от послепродажных услуг. Причем, за последние пять лет благодаря развитию сервисных служб эти доходы выросли на 60 процентов. И теперь объем заказов составляет более $27,2 млрд., что, с учетом спроса на послепродажное обслуживание, обеспечивает ясные перспективы деятельности компании.
И все-таки согласно договоренности с «Камовым» Rolls Royce взвалил на свои плечи и еще одну задачу. Компания будет оказывать помощь российской машине в проникновении на североамериканский рынок. Джеймс Пэйтон (James Paton), директор по стратегическому планированию, заверил, что фирма Rolls Royce готова оказывать всестороннюю поддержку новому вертолету во всей сервисной сети компании.
Правда, вопрос о поставках российских вертолетов за океан еще не решен окончательно. Вначале этот летательный аппарат должен быть сертифицирован в США по тамошним авиационным стандартам. Но россияне уверены, что проблем не будет. Уже в мае делегация из России очередной раз посетит США, где встретится с представителями сертификационных служб Америки для сравнения их авиационных стандартов с аналогичными российскими. Предположительно, что уже к концу года необходимые разрешительные документы будут подписаны. Уверенности россиянам добавляет еще и тот факт, что аналогичные российские машины уже летают в нескольких странах Европы и Канаде. А недавно мексиканские власти выдали российским авиаторам необходимые разрешения для эксплуатации вертолетов К-226 в своей стране.
И, тем не менее, очевидно, что Rolls Royce рассчитывает не только на продажи российского вертолета в Америке. Уже сейчас основными заказчиками новой машины стали российские государственные структуры и крупные нефтегазовые компании. Поэтому англичан, скорее всего, больше волнуют устойчивые перспективы внутреннего российского рынка авиационной техники. По оценке специалистов, спрос на Ка-226 в России в ближайшие годы может составить примерно 400 вертолетов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции