Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий
Россия и Белоруссия переживают период сближения, который прямо связан с объективной реальностью: другого союзника в Европе у России просто нет.
Еще недавно можно было говорить о маневрировании между Белоруссией и Украиной, перекрывать трубу в ответ на неуступчивость «батьки» и просматривать (хотя бы теоретически) альтернативные ему варианты перед очередными выборами. Тогда значение Белоруссии для России было куда меньше – главным, наиболее перспективным партнером в данном регионе для нее считался не Минск, а Киев.
Теперь безусловным приоритетом для «оранжевой» украинской власти является европейская интеграция, причем в полном объеме, то есть включая и атлантическую оборонную составляющую. Более того, в ходе визита Виктора Ющенко в США было принято решение изучить вопрос о возможности подключения Украины к американской системе ПРО. И хотя речь идет скорее о политической декларации, чем о реальном проекте, понятно, что в Москве такую новость восприняли, мягко говоря, без энтузиазма.
Своего рода ответом на атлантические планы Киева стало расширение сотрудничества России и Белоруссии в сфере ПВО, о котором было объявлено на состоявшейся недавно встрече Владимира Путина и Александра Лукашенко. Судя по всему, речь идет о завершении процесса создания единой системы ПВО. В отличие от давно существующей объединенной системы ПВО СНГ российско-белорусский вариант предусматривает существование общего командования.
«С созданием единой системы ПВО произойдет переход от уровня взаимодействия к уровню прямого подчинения», - заявил в прошлом году белорусский министр обороны Леонид Мальцев. Управление единой системой ПВО будет осуществляться из единого командного пункта. Командующего будет выбирать Высший госсовет Союзного государства Белоруссии и России.
Уже сейчас, еще до завершения формирования единой системы ПВО, проводятся регулярные учения ПВО двух стран. Так, в августе прошлого года белорусы приняли участие в учениях на полигоне «Ашулук» в Астраханской области. А совсем недавно прошли новые масштабные маневры. Кроме того, была достигнута договоренность о том, что в 2005 году Россия поставит Белоруссии несколько комплексов ПВО С-300. По словам заместителя главкома ВВС России Айтеча Бижева, после отправки комплексов С-300 в Белоруссию они будут нести боевое дежурство, и выполнять задачи по прикрытию единого воздушного пространства двух стран.
Отметим, что впервые о единой системе ПВО заговорили еще в 1996 году, когда министры обороны двух стран подписали протокол по вопросу разработки принципов ее создания и функционирования. В октябре 1999 года на совместной коллегии министерств обороны России и Белоруссии было подписано постановление по созданию единой системы, определен порядок совместного использования военной инфраструктуры. Однако завершения этот процесс так и не получил.
Утверждают, что главной причиной было различие в законодательствах двух стран, однако ясно, что за такой длительный срок необходимые поправки можно было бы внести. Скорее, речь шла об осторожности белорусской стороны, которая не стремилась форсировать сближение двух государств, опасаясь потерять самостоятельность в принятии решений (то же самое относится, к примеру, и к проекту введения единой валюты с эмиссионным центром в Москве, обсуждаемого уже не первый год).
Теперь же ситуация выглядит иной. Несмотря на то, что белорусские власти всячески подчеркивают, что «цветная революция» в их стране невозможна, они не могут не учитывать перспективы «эффекта домино». Тем более, что в стране в будущем году состоятся президентские выборы, которые, скорее всего, будут использованы оппозицией для проведения массовых акций по украинскому образцу – «цветные» революции отличаются тем, что совпадают с выборами.
Для Запада же Лукашенко является еще менее приемлемой фигурой, чем в свое время был Леонид Кучма – так что альтернативы максимальному сближению с Россией, в том числе и в оборонной сфере, у него нет.
В России спокойно воспринимают и жесткую внутреннюю политику белорусских властей, и прошлогодний референдум, отменивший ограничения на количество президентских сроков. Неудивительно поэтому, что проект создания единой системы ПВО вышел, кажется, на финишную прямую.
В то же время, очевидно, что смена власти в Белоруссии по украинскому образцу может привести не только к отказу от единой системы ПВО, но и к принципиальной смене вектора белорусской внешней политики. При этом не играет особой роли то, под каким именно флагом придут к власти новые люди – будут ли они левыми или правыми. Вспомним молдавских коммунистов, которые шли на выборы 2001 года под пророссийскими лозунгами, а теперь четко ориентированы на объединенную Европу. Отсюда и заинтересованность российской власти в сохранении в Белоруссии статус-кво, исходя как из геополитических, так и из военно-стратегических приоритетов.