Рейтинг@Mail.ru
Оранжевые революции: бунт респектабельных людей - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Оранжевые революции: бунт респектабельных людей

Читать ria.ru в
Дзен
Прошедший в Москве митинг башкирской оппозиции некоторые наблюдатели назвали началом оранжевой революции по-российски. Казалось бы, формальные причины для такого сравнения имеются. Активность башкирской оппозиции, доставившей с берегов Волги в Москву, под окна администрации президента России, 300 своих сторонников, вызвана приближением даты, связанной с местными выборами – почти так же, как это было ранее в Грузии, на Украине, в Киргизии. Всего через год истекают полномочия президента Башкирии Муртазы Рахимова, и башкирские оппозиционеры намерены добиться, чтобы он вместе со своим надоевшим им окружением отправился по стопам Шеварднадзе и Кучмы...

Политический обозреватель РИА «Новости» Юрий Филиппов

Прошедший в Москве митинг башкирской оппозиции некоторые наблюдатели назвали началом оранжевой революции по-российски. Казалось бы, формальные причины для такого сравнения имеются. Активность башкирской оппозиции, доставившей с берегов Волги в Москву, под окна администрации президента России, 300 своих сторонников, вызвана приближением даты, связанной с местными выборами – почти так же, как это было ранее в Грузии, на Украине, в Киргизии. Всего через год истекают полномочия президента Башкирии Муртазы Рахимова, и башкирские оппозиционеры намерены добиться, чтобы он вместе со своим надоевшим им окружением отправился по стопам Шеварднадзе и Кучмы.

Другая важнейшая черта, придающая башкирским событиям «оранжевый» оттенок, связана с тем, что их зачинщики и мозговой центр – это вовсе не политические маргиналы, наподобие, например, участников штурма казарм Монкада на Кубе в 1953 году. Напротив, это столь же политически респектабельные, «системные» люди, как и лидеры недавних украинских событий Ющенко и Тимошенко. И, так же, как и последние, очевидно обиженные действующей властью, не позволяющей им выдвинуться на первые роли.

Весьма показательно, что в Башкирии и за ее пределами ходят упорные слухи о закулисном руководстве действиями башкирской оппозиции со стороны сына президента Муртазы Рахимова – Урала Рахимова. Даже если предположить, что сын и отец, правящий республикой 15 лет, водят доверчивую башкирскую публику за нос и разыгрывают перед ней заранее согласованные партии; или, наоборот, решить, что молодой Рахимов все-таки здесь ни при чем, суть происходящего от этого не изменится: молодая и сильная ветвь местной элиты пользуется околовыборным ажиотажем и недовольством части населения, чтобы заменить в руководящих креслах «стариков».

Если отвлечься от броских лозунгов и всевозможных околоэкономических программ, которые нередко выдвигаются претендентами на власть, а потом, как например, в Грузии, откладываются в долгий ящик, то сухой политический остаток «оранжевых революций» сводится именно к смене людей и поколений. Именно людей и поколений – но не политики, потому что для ее изменения требуется не только гораздо большее время, но и огромное и длительное напряжение сил. А это уже совсем не «оранжевый» стиль.

Впрочем, чисто «оранжевых» постановок со сменой власти в российских регионах и не получится.

Если одним из важных условий успеха «революционеров» в Тбилиси, Киеве или Бишкеке были удачные переговоры в Вашингтоне или как минимум тесная связь с местным американским посольством с последующим обращением к народу, то в Уфе, столице Башкирии, такой номер никому не приходит в голову.

У башкирской оппозиции свои адресаты, и находятся они в Кремле, а также на Старой площади, в зданиях администрации президента России. Именно туда были привезены митингующие из Уфы, именно туда было передано обращение с требованием об отставке Рахимова-старшего.

Таким образом, и новое законодательство, позволяющее президенту РФ снимать с должности губернаторов и предлагать местным парламентам новые кандидатуры на пост региональных лидеров, и, что не менее важно, обнаружившийся азарт оппозиции, приводят к тому, что путевку в жизнь оранжевым искрам в российских регионах может дать только президент Путин. Если он, конечно, этого захочет – президент России не любит принимать решения под давлением.

Но даже если это вдруг и произойдет, полной «оранжевости» в России все равно не получается. Оппозиция в российских регионах слишком элитарна, слишком тесно связана с элитой в Москве, чтобы делать по-настоящему серьезную ставку на улицу и массы. Гораздо эффективнее поступать прямо наоборот, как, например, в Алтайском крае, где местные депутаты (совсем не революционеры), даже не выводя на площадь тысячи своих сторонников, одержали моральную победу над местным губернатором Михаилом Евдокимовым и просят Путина отставить его, как не справившегося с обязанностями. Евдокимов же, не надеясь уже ни на депутатов, ни на избирателей, пытается встретиться с тем же Путиным и просит его оказать еще немного доверия.

Какого бы цвета ни оказалась предстоящая смена власти в российских регионах, зажигать этот светофор придется, повторим, в основном президенту Путину. Если кому-то нравится, можно назвать его цвет оранжевым. Ведь в конце концов, дело не в названиях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала