Политический обозреватель РИА "Новости" Дмитрий Косырев
Статья "Ростки революции уже не остановить" нынешнего действующего председателя ОБСЕ, словенского министра иностранных дел Димитрия Рупела ("Независимая газета", 05.04.2005 г.) – удивительный документ. Рупел перечисляет приоритетные задачи нового правительства Киргизии – суверенной, подчеркнем, страны: подготовку и реализацию плана восстановления экономики, создание органов безопасности, действующих на общегосударственном уровне, а также обеспечение конкурентной, плюралистической, но стабильной политической среды. Это все – из серии очевидностей, если, конечно, закрыть глаза на патерналистский тон автора. Далее же Димитрий Рупел подробно разбирает "натянутые отношения" между Курманбеком Бакиевым и Феликсом Куловым. (Последнего, кстати, он считает "смесью Нельсона Манделы и Владимира Путина" – эффектный комплимент.) Подробно описывает достоинства и недостатки, а также политические интересы и перспективы обоих. Вывод же неожиданный: необходима третья сторона, которая могла бы стать посредником. Эту роль он предлагает отдать ОБСЕ и сообщает о направлении в Бишкек своего личного представителя для посредничества между Бакиевым и Куловым. Вопрос о том, приглашали ли они сами (либо кто-то еще из киргизских руководителей) ОБСЕ в посредники и уполномочивали ли государства – участники ОБСЕ действующего председателя, который в принципе должен выступать от их имени, на этот шаг – остается за кадром.
Удивительна эта статья потому, что трудно было ожидать таких инициатив от ОБСЕ после той растерянности, которая охватила как ее миссию в Бишкеке, так и множество расположенных там посольств. Ведь то, что произошло в Киргизии, оказалось абсолютно непохоже на "цветные революции" в Грузии или на Украине. Бывшая оппозиция, а ныне власть страны не организовывала "выход народа на улицы". Погромы и грабежи вспыхнули помимо ее воли, и главной интригой происходившего было то, смогут ли вчерашние оппозиционеры "оседлать тигра", которого не они выпустили из клетки. К счастью, смогли.
Беседы мои и моих коллег с самыми разными источниками информации в Центральной Азии показывают, что сейчас все мысли там направлены на одно: как не повторить случившегося больше нигде и никогда. И хотя никто напрямую не обвиняет именно ОБСЕ в организации случившегося, все-таки чувствуется как минимум снисходительное отношение к политической наивности представителей этой организации в Бишкеке и других городах. Они попросту оказались неправы, правы же были те, кто предупреждал: не следует предлагать рецепты, не изучив "больного". То есть сейчас следовало бы ожидать, что ОБСЕ извлечет уроки из случившегося и займется восстановлением своей репутации.
Что же мы наблюдаем ?
Из венской штаб-квартиры ОБСЕ видится как координатор или даже глава международных усилий (включая агентства ООН, ЕС, международные финансовые институты) по содействию стабилизации обстановки в Киргизии. Из списка, правда, выпали региональные организации, членом которых является Киргизия – СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ. Интересно, включена ли в список "координируемых" Россия, обещавшая оказать, по просьбе киргизской стороны, срочную гуманитарную и экономическую помощь? Источники в Москве, как ни странно, ничего не могут сказать на этот счет.
Предлагаемая же со стороны ОБСЕ помощь в проведении президентских выборов в Киргизии выходит далеко за рамки обычного мониторинга. Речь ведется о целой программе их «поддержки», включая рекомендации киргизским властям по изменению избирательного законодательства и даже конституции страны.
ОБСЕ намеревается также отслеживать рассмотрение жалоб проигравших депутатов в 15-20 избирательных округах, как минимум дублируя, таким образом, функции местной судебной власти.
Планируется расширить содействие ОБСЕ в подготовке киргизских полицейских. Это – отдельная история. В Бишкеке действует "Полицейская академия" ОБСЕ, работой которой очень гордились бывшие власти и Секретариат ОБСЕ. Но выпускников этой академии в дни известных событий в Бишкеке заметно не было. На экранах телевизоров мы видели разбитые и разграбленные магазины и мародеров, но не полицейских, которых лишь через несколько дней с трудом удалось заставить покинуть свои дома, где они отсиживались, и вновь надеть форму.
Представители ОБСЕ хотят также наблюдать за официальными назначениями, причем на всех уровнях – центральном, региональном и местном. Цель – не допустить клановости, что в киргизских условиях действительно важно.
Наконец, предусматривается традиционная для ОБСЕ сфера деятельности – помогать становлению свободных СМИ, особенно телевидения, поддерживать контакты с местными правозащитниками.
Называется это, пожалуй, предложением взять на себя часть суверенитета Киргизии. Вопрос – чьим именно предложеием.
Давайте посмотрим, есть ли у ОБСЕ для его реализации необходимые полномочия, не говоря уже о ресурсах. Бюджет Центра ОБСЕ в Бишкеке за 2004 год составлял 1,8 млн. евро, а сейчас Центр, как и все учреждения, институты и миссии ОБСЕ, финансируется в сокращенном объеме, поскольку бюджет всей организации на 2005 год не утвержден. Похоже, подразумевается, что опять под "крышей" ОБСЕ будут действовать западные неправительственные организации и благотворительные фонды. Исполнять они будут, разумеется, ту "музыку", которую оплатят спонсоры, а вовсе не сама организация как таковая.
Схема этого "внебюджетного финансирования" простая – с согласия Постоянного совета ОБСЕ создается очередной скромный офис организации в составе двух-трех сотрудников, а далее, уже без какого-либо обсуждения со странами-членами ОБСЕ как таковой, привлекаются "добровольные" средства желающих. Причем такое дополнительное финансирование (никем не контролируемое и нетранспарентное) бывает во много десятков раз больше, чем бюджет «легального» офиса ОБСЕ. Именно так, как выясняется, ОБСЕ работала на Украине.
Вывод очень простой. Это – не деятельность организации, которая создавалась 30 лет назад для того, чтобы наш континент, разделенный тогда между Организацией Варшавского договора и НАТО, превратился в "общеевропейский дом", в котором для каждого гарантирована безопасность, а сотрудничество осуществляется на равноправной и взаимовыгодной основе. (Часть этих задач ОБСЕ, кстати, выполнила.) Схема действий, которую мы наблюдаем сейчас, в том числе в Киргизии, очень похожа на использование ОБСЕ в качестве прикрытия для манипулирования из-за рубежа внутриполитическими процессами одного из ее членов.
И не в первый раз. Можно вообще говорить о перерождении организации, вопреки ее уставным задачам, в удобный для группы стран-ее членов механизм "демократического переустройства" сначала балканских государств, а в последние два-три года – все больше постсоветского пространства. Может быть, преждевременно говорить о необходимости "поставить крест" на ОБСЕ. Но, если ее руководство намерено действовать сейчас в близких нам центральноазиатских странах СНГ таким же образом, как в прошлом году в Грузии и на Украине; если оно не научилось на примере своего очевидного провала в той же Киргизии - то придется признать обоснованность и такой постановки вопроса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции