Политический обозреватель РИА «Новости» Петр Романов
Похороны Иоанна Павла II еще не прошли, миллионы его поклонников еще стремятся в Ватикан, чтобы простится со своим кумиром, но критические стрелы в бывшего понтифика уже полетели.
Английская «Гардиан», например, без тени сомнения напечатала статью «Кровь на руках Папы Римского» за подписью Терри Иглтона. Итоговая фраза материала звучит так: «Он (имеется в виду Кароль Войтыла) был одним из величайших несчастий для христианской церкви после Чарльза Дарвина». Долго пытался отыскать в статье, отчего же на руках у покойного понтифика «кровь» и, наконец, нашел. Оказывается, речь идет о том, что католическая церковь выступает против презервативов. По мнению, Терри Иглтона, таки образом понтифик способствовал распространению на планете СПИДА. В самом резком тоне пишет Иглтон и о нетерпимости Папы, который якобы преследовал левые течения в католицизме.
Не являясь католиком, должен все-таки заметить, что переносчиком СПИДА покойный все же не был, он лишь строго следовал словам Отца Небесного: «Плодитесь и размножайтесь». У каждого на Земле своя миссия: у Папы Римского нести людям заповеди Божьи, что он и делал, а у г-на Иглтона есть свое право – раздавать жаждущим презервативы. Или так же начать проповедовать, например, супружескую верность. Врачи заверяют, что от СПИДА помогает и это.
Не соответствует действительности и тезис о нетерпимости Кароля Войтылы. О левой «Теологии освобождения» в мире католицизма немало и горячо спорили, но никто представителей этого течения от церкви не отлучал. Более того, могу засвидетельствовать: во время одного из своих визитов в Перу Папа лично посетил так называемую коммуну «Вилья Эль Сальвадор» - один из самых известных материальных плодов «Теологии освобождения» и тепло благословил основателей и жителей этой коммуны – людей, сумевших не с Марксом, а с Евангелием в руке победить нищету.
На самом деле речь следует вести о другом: насколько католическая церковь, как, впрочем, и все другие христианские церкви, адекватны современному миру. Для людей, которые приветствуют однополые браки, Кароль Войтыла, естественно, останется в памяти, консерватором, хотя его «консерватизм» всего лишь следование основополагающим христианским канонам, не более того.
Куда точнее, на мой взгляд, иная точка зрения. Избрание поляка на папский престол после бесчисленных пап-итальянцев уже было первым признаком церковной реформы. А призыв нового Папы к экуменизму, к последовательной борьбе, как с коммунизмом, так и с бедностью, его терпимость к полярным течениям в самом католицизме, даже известная страсть Иоанна Павла II к путешествиям – все это свидетельства того, что понтифик намного лучше своих предшественников чувствовал время.
Многое Папе сделать удалось. Прежде всего, он, несомненно, укрепил католическую церковь. Отчасти благодаря личному авторитету, отчасти, благодаря «Opus Dei» - так называемой «епархии без границ», которая, по инициативе Папы, не только цементировала католицизм организационно, но и принесло в церковь ряд новых идей.
Все, что хотелось, удалось сделать Папе и у себя на родине в Польше, где не без его помощи сначала возникла «Солидарность», а затем был сброшен коммунистический режим.
Не смог Иоанн Павел II, как реформатор, осуществить лишь одну из главных своих задач - сблизиться с «церковью-сестрой», т.е. с Русской православной церковью (РПЦ), однако, и здесь вина не только на покойном.
На протяжение многих веков РПЦ критиковала католическую церковь за прозелитизм на российской почве. И не без оснований. Приведу лишь одну характерную цитату из выступления главы французского Ордена Успения г-на д, Альзона в сентябре 1873 года: «Братья мои, не желаете ли вы покорить Россию и собрать таким образом обильный урожай в житницу Отца? …С Божьей помощью жатва будет успешной». Тогда, как и во многих других случаях, Бог католической церкви не помог, но попытки продолжались и далее.
Однако мир изменился. Стремление РПЦ установить с Ватиканом так называемые «канонические границы» в еще стародавних пределах, что с сожалением, но формально было принято и Римом, сегодня после падения «железного занавеса», в эпоху сглаживания всяческих границ, в эпоху Интернета и интенсивного идейного обмена, - выглядит анахронизмом.
В демократической России, как и в любой другой демократической стране, каждый гражданин имеет полное право сам решать, в какой церкви молиться или не молиться вообще. Так что любые границы здесь неуместны, а стремление РПЦ сохранить их, несмотря ни на что, лишь откровенное признание собственной слабости.
Православная церковь еще не оправилась от ударов, нанесенных ей в былые годы советским режимом. РПЦ еще не готова на равных соперничать за людские души с Ватиканом, а Ватикан, наоборот, видимо, не прочь воспользоваться слабостью конкурента.
В результате, самое большое экуменическое достижение двух «церквей-сестер» за все последние годы, это недавняя договоренность о совместном издании ста томов сочинений богословов конца XIX – начала XX века. Дело полезное, но пора бы двигаться и дальше. На дворе уже XXI век.
К сожалению, без Кароля Войтылы двигаться вперед обеим «сестрам» будет еще труднее. Ватикану не будет хватать терпения Иоанна Павла II, да и его знания славянской души, а РПЦ просто желания. Ее выздоровление, как искренне признают сами православные священники, еще не близко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции