Александр Федоров, Заместитель директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)
Произошедшие в последние годы в Российской Федерации изменения в сфере организации контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в правовом регулировании деятельности государственных органов в области противодействия незаконному распространению и потреблению наркотиков позволяют говорить о формировании в стране новой антинаркотической политики.
В 2003 году был создан специальный орган исполнительной власти – Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Одной из ее основных задач является качественное изменение характера сложившейся в последнее десятилетие антинаркотической практики путем смещения акцента с борьбы с наркопотребителями на борьбу с организованной наркопреступностью.
Время, прошедшее с момента создания ФСКН, еще раз подтвердило значимость мирового опыта: там, где создаются специально уполномоченные органы по борьбе с наркопреступностью и контролю за оборотом наркотиков, резко возрастают результаты такой борьбы. Так, если в 2003 году в России было изъято 54 тонны наркотических средств и психотропных веществ, то в 2004 году их изъято уже более 129 тонн, из которых 102 тонны на счету ФСКН России.
Одного героина изъято 3 тонны 897 килограммов, что превышает общее количество изъятий этого особо опасного наркотика на территории страны за два предыдущих года – 2002-й и 2003-й.
Федеральная служба наращивает усилия для подрыва финансовой базы наркобизнеса. До последнего времени такой практики работы в стране фактически не существовало. Так, в 2002-2003 годах было выявлено лишь одно преступление, связанное с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных от совершения наркопреступлений.
Сейчас картина совсем иная. Органами наркоконтроля в 2004 году выявлено 314 преступлений, связанных с отмыванием «грязных» наркодоходов.
Практика показывает, что эффективно бороться с нарконашествием одному или нескольким государствам практически невозможно, ибо наркобизнес интернационален. Исходя из этого, ФСКН России при содействии МИДа России установила связи с аналогичными органами более 50 стран. Осуществляется регулярное взаимодействие с Управлением ООН по наркотикам и преступности.
Российские органы наркоконтроля впервые в истории страны приняли участие в международных антинаркотических операциях «Призма», «Пурпур» и «Топаз».
Особое значение ФСКН придается мерам по предотвращению наркоагрессии с территории Афганистана, где в прошлом году было собрано 4200 тонн опия сырца, а урожай 2005 года, видимо, еще увеличится.
Благодаря предпринятым мерам, улучшается в целом наркоситуация в России. Объем поступающих в продажу наркотических средств и психотропных веществ существенно сократился за счет увеличения произведенных изъятий. В ряде регионов России с начала 2004 года отмечается рост цен практически на все виды наркотиков, в частности, на героин и марихуану в 1,5-2,5 раза.
За последние годы снизились темпы наркотизации детей и подростков. Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения в связи со злоупотреблением наркотиками, сократилось на 43,3 процента.
Российские правоохранительные органы и спецслужбы и далее намерены углублять планомерное наступление на главного противника – организаторов и участников наркоторговли.
Очевидно и то, что только силовыми мерами проблему борьбы с незаконным распространением наркотиков не решить. Ее решение лежит на стыке правоохранительной, экономической, медицинской и социокультурной сфер. Оздоровление наркоситуации невозможно без профилактики наркомании и наркопреступности, без массового осознания пагубности влечения к наркотикам, нетерпимости к наркоторговцам.
Решение этой проблемы будет приоритетом российской антинаркотической политики на ближайшие годы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.