Марк Завадский
ГОНКОНГ (Сянган), 5 апр - РИА "Новости". Во вторник в Китае отмечают день поминовения предков - Цинминцзе, выпадающий на 27 день второго месяца по лунному календарю. В этот день китайцы обычно приезжают на кладбища, где приносят подношения духам предков и очищают могилы от грязи и пыли.
Впрочем, часто родственники оставляют после себя даже больше мусора, чем было до их появления, поэтому в преддверии Цинминцзе гонконгские власти проводят специальную разъяснительную кампанию.
"Пожалуйста, содержите могилы в чистоте" - гласят плакаты, установленные по всему городу. Такие же призывы содержатся в телероликах, которые демонстрируют перед выпусками новостей на гонконгских телеканалах.
Последние дни перед Цинминцзе - горячее время для магазинов, торгующих поминальными подношениями.
"В этом году торговля идет особенно хорошо", - рассказал корреспонденту РИА "Новости" Джозеф Чанг, хозяин одного из таких магазинчиков в центре Гонконга.
У дверей магазина стоят бумажные домики в половину человеческого роста с разноцветными крышами. Через открытые окна внутри можно рассмотреть мельчайшие предметы интерьера - от больших двуспальных кроватей до зеркал и посуды в резном серванте. "Когда провожаешь любимого человека в последний путь, нужно подумать обо всем", - говорит Чанг.
Обязательной частью ежегодных пожертвований остаются специальные бумажные деньги. На полках внутри магазина лежат кипы американских "долларов" и китайских "юаней" с миллионными номиналами. "Выпущено адским банком", - гласит надпись на лицевой стороне.
Традиция сжигать бумажные деньги для "нужд" умерших уходит корнями в китайскую традицию почитания предков. Считается, что этот обычай восходит ко временам императорский династии Чжоуа - за 300 лет до нашей эры. Правда, в то время вместо бумажных денег в огонь бросали ракушки. В дальнейшем для жертвоприношений начали использовать глиняные копии денег и предметов, а затем и бумажные.
Китайцы верят, что все сожженые предметы будут верой и правдой служить покойному в загробной жизни.
Однако, как отмечает Чанг, похоронный бизнес постепенно меняется в соответствии с веяниями времени.
"В этом году хорошо покупают бытовую технику и электронику", - отмечает Чанг, указывая на отдельную витрину с бумажными MP3-плеерами ($5) и плазменным телевизором ($15). Здесь можно также подобрать радиоприемник, костюм-тройку, легкие теннисные туфли, набор отверток и персональный компьютер.
На почетном месте в центре витрины лежит бумажный набор из "Макдональдса" ($2) c биг-маком, кока-колой, картошкой фри и яблочным пирожком. "Родственникам кажется, что в загробном мире усопшему захочется своей любимой еды", - говорит Чанг.
"Безусловно, теперь он сможет купить все, что захочет, - задумчиво продолжает он, показывая на стопку миллионных купюр, - но кто знает, есть ли на той стороне "Макдональдс"?".