- Валерий Иванович, сегодня весьма интенсивно развивается диалог между Россией и Евросоюзом. Как Вы оцениваете кадровые аспекты этого сотрудничества?
- На мой взгляд, вопросы подготовки специалистов в рамках диалога Россия - ЕС стоят очень остро. Это признают обе стороны. Примером является проект создания Российско-Еропейского колледжа при МГИМО - Университете, о чем говорил президент России Владимир Путин на Гаагском саммите Россия - ЕС. Создание новой структуры свидетельствует о том, что Россия ощущает реальную потребность в квалифицированных кадрах для эффективной совместной работы со структурами Евросоюза - специалистах в области экономики и европейского права.
При этом, основой нашего экономического сотрудничества со странами ЕС является поставка энергоресурсов - сегодня на Европейский Союз приходится около 50 % российского экспорта энергоносителей. Одновременно страны Европы выступают в качестве крупных поставщиков оборудования для российской энергетики, а также важными потенциальными инвесторами в отечественный ТЭК. Большие инвестиционные перспективы у российско-германского сотрудничества. Активно ведется диалог с Италией. Совместные проекты в энергетической сфере разрабатываются с Норвегией.
Чтобы развивать перспективные направления энергетического сотрудничества, нужны кадры. Я говорю о специалистах, уровень подготовки которых, отвечает европейским стандартам, о специалистах с качественным фундаментальным образованием и отличной практической подготовкой, блестяще владеющих несколькими европейскими языками и знающих специфику энергетических отраслей.
- Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО, который вы возглавляете позволяет сегодня решать эти задачи?- Безусловно. Создавая МИЭП МГИМО нам, как представляется, удалось выстроить эффективную модель учебного центра, который действует, ориентируясь на потребности ведущих российских структур, одновременно привлекая лучший мировой - и в первую очередь, европейский - опыт подготовки кадров.
Совместно с крупными университетами Италии, Франции и Норвегии мы сформировали три института, которые сегодня успешно развиваются и оказывают неоценимую помощь в подготовке специалистов. В конце апреля планируется подписание соглашения о создании также Российско-Германского института энергетической политики и экономики. Совместные институты - это возможность для наших студентов и студентов стран Евросоюза осваивать дополнительные программы, которые нацелены на конкретные энергетические проекты наших стран. К примеру, это совместные проекты в Баренцевом и Карском морях, когда речь идет о Российско-Норвежском институте энергетического сотрудничества. С коллегами из Норвежсжкого университета Будо мы в этом году запускаем совместные магистерские программы, нацеленные на задачи энергетического сектора. Особо актуальной, по нашему общему мнению, является российско-норвежская программа МВА. К подготовке специалистов, необходимых для расширения взаимодействия в газовой сфере, проявляют значительный интерес крупные газовые компании Италии и ФРГ. В частности, итальянский газовый концерн "ЭНИ" активно поддерживает наш совместный проект с Миланским университетом Боккони - одним из ведущих в Европе - по созданию Российско-Итальянской магистратуры.- Что вы считаете наиболее важным в совместных образовательных проектах с европейскими странами?
- Крайне важное место занимают стажировки в европейских учебных центрах и ведущих компаниях. Они позволяют обеспечить ту полноценную практическую подготовку, о которой я говорил. Эти вопросы, кстати, мы недавно обсуждали на встрече с Координатором программы по энергетике и экологии Высшей школы Энрико Маттеи Корпоративного университета "ЭНИ" Сандро Фурланом.
Наконец, совместные институты - это возможность получить два диплома и стать специалистом, признанным как в России, так и в странах Евросоюза.
Убежден, что скорейшее решение кадрового вопроса позволит не только укрепить и расширить энергетическое партнерство с Евросоюзом, но и придаст необходимый дополнительный импульс отношениям России и ЕС, будет содействовать достижению наших общих стратегических целей.