Обозреватель РИА "Новости" Марина Пустильник
Согласно предварительным рассчетам, проведенным министерством финансов, начиная с будущего года России угрожает бюджетный дефицит, чьи размеры будут только увеличиваться.
Впервые предостережение о грядущем бюджетном дефиците было озвучено министром финансов Алексеем Кудриным еще 1 марта, когда в правительстве разгорелся спор по поводу снижения налога на добавленную стоимость. Премьер-министр Михаил Фрадков предлагал снизить НДС с нынешних 18% до 13% с тем, чтобы стимулировать российский бизнес, однако встретил отпор в лице министров экономического блока Германа Грефа и Алексея Кудрина. В качестве одного из аргументов против снижения ставки НДС Кудрин заявил, что в 2006 году российский федеральный бюджет будет закрыт с дефицитом в 18 миллиардов долларов даже без снижения налогов. Каковы будут размеры бюджетной дыры в случае снижения ставки НДС до 13%, министр финансов даже не стал говорить.
Согласно расчетам специалистов его министерства, даже при высоких мировых ценах на нефть расходы федерального бюджета превысят доходы на 400 миллиардов рублей (14.5 миллиардов долларов) в 2006 году и на 600 миллиардов рублей (21.8 миллиардов долларов) в 2007 году.
Причина кроется в плохо просчитанной реформе монетизации льгот. Уже в этом году федеральный Пенсионный фонд работает в режиме дефицита, так как монетизация льгот вызвала необходимость в проведении индексации пенсий. Помимо средств, которые необходимы для того, чтобы покрыть дефицит Пенсионного фонда, проиндексировать зарплаты бюджетников и оплатить льготы соответствующим категориям граждан, правительство также готовится к расходам на столь необходимое проведение реформ в сфере образования, медицины и жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на то, что детали этих реформ еще не разработаны, ясно, что они потребуют от бюджета дополнительных расходов.
Между тем доходы федерального бюджета на 2006-2008 еще не рассчитаны. Единственная составляющая, известная на данный момент, это что бюджет будет рассчитываться исходя из цены барреля российской нефти Urals в 34 долларов. Дальнейшие расчеты затруднены продолжающимися спорами между двумя фракциями российского правительства.
Для того, чтобы хоть как-то закрыть назревающие дыры в бюджете, министерство финансов предложило изменить порог отсечения, при котором деньги, поступающие в виде налогов за экспортируемую нефть, оседают в Стабилизационном фонде. На данный момент все налоговые прибыли, полученные при цене российской нефти выше 20 долларов за баррель, поступают в стабилизационный фонд, который за прошедший год набрал уже больше 700 миллиардов рублей (25.5 миллиарда долларов). Министерство финансов предложило повысить порог отсечения до 23 долларов за баррель с тем, чтобы хотя бы часть нефтяных доходов оседала в бюджете страны, а не в стабилизационном фонде, способ применения которого по-прежнему является темой для обсуждения.
Однако, принимая во внимание текущую ситуацию на мировых рынках нефти и то, что российское правительство само рассчитывает бюджет, исходя из цифры в 34 доллара за баррель, предложение министерства финансов вряд ли улучшит бюджетную ситуацию. Для того, что обеспечить дополнительные доходы федеральному бюджету, уровень отсечения должен быть поднят еще выше, и Минфин, в принципе, готов и на этот шаг.
Проблема, однако, состоит в том, что закрывая бюджетные дыры с помощью нефтяных налогов, правительство создаст дополнительное инфляционное давление на российскую экономику, которая и без того не может справиться с постоянным ростом тарифов и наплывом нефтедолларов.
Между тем бюджетный дефицит, с которым заранее начинает бороться российское правительство, совершенно необязательно рассматривать исключительно с негативной точки зрения. Современная история знает множество стран с очень развитой экономикой, которые из года в год регистрируют бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит означает лишь, что государство тратит на свое развитие больше денег, чем в данный момент получает от налогов и прочих поступлений. Это известная проблема, известны и способы подхода к ней.
Если стране грозит бюджетный дефицит, то важно соблюсти некоторые пропорции, при которых соотношение дефицита и внутреннего валового продукта (в процентах) не будет превышать темпы роста экономики. Если, например, в 2006 году бюджетный дефицит составит 400 миллиардов рублей, а в 2004 году объем ВВП в абсолютном выражении составил 16.5 триллионов рублей (а в 2006 по определению будет еще больше), то соотношение дефицита к ВВП составляет 2.4%. Если России удастся сохранить темпы роста ВВП хотя бы на уровне 4% в год, то можно смело заявлять, что бюджетный дефицит не страшен.
К тому же часть дефицита будет вызвана расходами на реформы в сфере образования, здравоохранения и ЖКХ, а это означает, что государство будет вкладываться в развитие и модернизацию экономики, что в дальнейшем должно с лихвой окупиться.
Единственной нерешенной проблемой в этом контекст остается дефицит Пенсионного фонда, который с каждым годом будет лишь увеличиваться, так как Россия испытывает все больший дефицит рабочей силы на фоне старения своего коренного населения. Справедливым будет заметить, что Россия далеко не единственная страна, испытывающая проблемы с системой пенсионного обеспечения, хотя в европейских странах они вызываны скорее ростом продолжительности жизни, чем недостатком рабочей силы. В любом случае, российскому правительству стоит уделить проблеме Пенсионного фонда и рабочей силы гораздо более пристальное внимание, чем вопросам пополнения бюджета с помощью нефтяных денег.
Решив же проблему дефицита Пенсионного фонда, вливания новой рабочей силы и проведя столь долгожданные реформы в сфере образования, здравоохранения и ЖКХ, российское правительство имеет все шансы вновь выйти на составление бюджетов с профицитом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции