Март в России не был так насыщен бурными политическими событиями, как начало года. Его главной тенденцией стала постепенная нормализация социально-психологического климата, подъем социального самочувствия, выправление ряда важных показателей общественной жизни. Процесс этот идет медленно, с трудом, с задержками и отклонениями, вопреки множеству внешних и внутренних противодействий, - но идет.
Палитра политических событий в марте слабо сопоставима с январем-февралем по накалу – зато она стала более разноплановой, широкой по спектру. Первым значимым эпизодом марта можно считать силовую ликвидацию лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова. Люди поддерживают решительные действия властей: на вопрос о допустимости практики физической ликвидации лидеров боевиков 79% отвечают положительно. Почти столько же полагают, что Аслан Масхадов - такой же убийца и террорист, как Шамиль Басаев, Хаттаб и др. Но приведет ли это к стабилизации ситуации в Чечне или к новому всплеску напряженности? По мнению 58% опрошенных, ничего принципиально не изменится, и воевать предстоит еще долго. Таким образом, общество, не испытывая особых иллюзий по поводу скорейшего разрешения ситуации в Чечне, склонно продлить мандат власти на более решительные и результативные действия по уничтожению террористического подполья.Другое знаковое событие марта – отстранение президентом от должности губернатора Корякского автономного округа Владимира Логинова. Это решение безусловно поддержали 51,59% опрошенных и еще 18,64% - «скорее поддержали бы». Практику отстранения несправившихся губернаторов от должности однозначно поддерживает половина россиян, считают это допустимым только в исключительных случаях чуть меньше - 39%.
Мартовские выборы – пять регионов избирали свои парламенты, и эта первая проба сил после монетизации льгот одновременно стала последней перед длительной летней паузой (следующая волна выборов – только в октябре-ноябре). Процесс развертывания «корневой системы» федеральных партий на уровне регионов получил серьезный импульс. Счет 4:1 в пользу «Единой России», сумевшей завоевать большинство в Воронежской, Владимирской, Рязанской областях и на Ямале. В минусе – Приамурье, где «единороссы» разделили лидерство с коммунистами и местным блоком «ЗАРАЗА».
С учетом того, что из пяти регионов только один (Ямал) не считался до последнего времени вотчиной левой оппозиции, можно констатировать, что испытание монетизацией льгот «Единая Россия» выдержала. Через месяц-другой, после того как независимые депутаты-одномандатники определяться со своей политической принадлежностью, ЕР имеет хорошие шансы установить контроль и над теми законодательными собраниями, где ее представители-списочники сегодня в меньшинстве.Мартовский политический новодел – движение «Наши». Несмотря на то, что возникло оно совсем недавно, о его существовании уже знают 3,63% россиян. По спонтанному знанию «Наши» сумели опередить даже такой раскрученный брэнд, как ВЛКСМ (1,63%), не говоря уже о скандально известных «Идущих вместе» (3,01%). По всей видимости, «Наши» заняли на политическом поле новую нишу: по мнению 30,79% респондентов, это движение сможет привлечь молодежь к активному участию в политике. Пока ни одной из политических сил, вне зависимости от идеологической ориентации и отношения к властям, этого не удавалось. «Наши» позиционировали себя как движение, которое занимается не просто «пиаром» или воспитанием молодежи в духе какой-то определенной идеологии (ВЛКСМ, РНЕ), а приобщением ее к реальной политической деятельности. Мишенью же избран фашизм, борьба с которым, по мнению «Наших» (активно поддержанному россиянами) – важнейшая политическая задача молодежи.
Если говорить о тенденциях во «взрослой» политике, то это, прежде всего, полномасштабное восстановление позиций президента. После периода общего снижения рейтинга всех государственных институтов на фоне социальной реформы ситуация вернулась на вполне «домонетизационные» отметки. Электоральный рейтинг Путина достиг в конце марта 54,17%, а одобряют деятельность президента 71,78% опрошенных. Зато правительство так и не оправилось от неудачного старта социальных реформ: его деятельность правительства не одобряют 55,78%.Диссонируют с общим позитивным настроем марта два события. Мартовское покушение на Анатолия Чубайса поставило в недоумение не только многих аналитиков и комментаторов, но и широкие массы телезрителей этого «шоу на выживание». Самые широко распространенная версия: имитация покушения: «сам себя заказал». Ее поддерживают 45% опрошенных, и только 12% считают произошедшее настоящим покушением. Даже с учетом всеобщей нелюбви к главному энергетику – многовато. Если это действительно была инсценировка, то желаемого эффекта – вызвать жалость к «жертве» у сердобольных россиян - нет и в помине. Если же инсценировки не было, а было действительно покушение – нужно посочувствовать Чубайсу вдвойне: он не только рисковал жизнью, но и не смог, как часто бывало раньше, обернуть угрозу себе на пользу.
«Революция тюльпанов» (или, как некоторые подорзревают, маковой соломки) в Киргизии стала для одних – новым пугалом, признаком хаоса и распада постсоветского пространства, для других – долгожданным развитием серии «оранжевых революций» в странах СНГ. Решительную, тем более насильственную смену власти у наших соседей люди в России не прогнозировали. В конце февраля, отвечая на вопрос: «в Грузии, Украине в ходе "революции роз" и "оранжевой революции" к власти пришли политики, в большей степени ориентированные на Запад, чем на Россию. Возможно ли подобное развитие событий в других странах СНГ, в частности, в Киргизии?», только 18% опрошенных назвали это весьма вероятным, тогда как 24% - невозможным и 38% - маловероятным. Произошедшие в Оше, Джалал-Абаде и Бишкеке события воспринимаются в России скорее с испугом и напряжением, чем с сочувствием и поддержкой. Тревожные настроения, подпитывавшие преимущественно негативное мировосприятие россиян в течение последнего полугода, получили новую пищу.
Подытоживая: март запомнился скорее внешнеполитическими катаклизмами, чем внутренними неурядицами. Но и наша политическая жизнь в целом становится все более насыщенной, сложной, интересной. Весна все-таки!
В.Федоров, генеральный директор ВЦИОМ
Некоторые сожалеют о гибели Аслана Масхадова как единственного "умеренного" в стане чеченских сепаратистов. Другие считают, что после «Норд-Оста» и Беслана он стал таким же убийцей, как и Шамиль Басаев и др. С какой из точек зрения Вы согласны? | Масхадов был умеренным политиком в стане террористов | 9,76 |
Масхадов – такой же убийца и террорист, как Басаев и Хаттаб | 78,67 | |
затрудняюсь ответить | 11,57 |
Источник: всероссийский опрос ВЦИОМ 19-20 марта 2005 г.
По поводу покушения на Чубайса существуют разные версии. С какой из ниже приведенных версий Вы скорее согласны? | это действительно покушение на убийство | 11,69 |
это акция устрашения со стороны противников А.Чубайса | 24,58 | |
это инсценировка, предпринятая самим А.Чубайсом или его окружением | 44,53 | |
ничего об этом не слышал | 8,57 | |
затрудняюсь ответить | 10,63 |
Источник: всероссийский опрос ВЦИОМ .26-27 марта 2005 г.
Молодежное движение "Наши" в качестве своей основной цели объявило борьбу с угрозой фашизма в России. Как Вы считаете, насколько актуальна для нынешней России эта задача? | Это актуально, поскольку в обществе, особенно среди молодежи, усиливаются фашистские настроения | 51,44 |
Это не актуально, фашизм для России - это мнимая угроза | 26,66 | |
затрудняюсь ответить | 21,90 |
Источник: всероссийский опрос ВЦИОМ 19-20 марта 2005 г.