Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра внешнеэкономических исследований ИМЭПИ РАН
Визит президента Украины В. Ющенко в Ашхабад, судя по поспешности в его подготовке и проведении, можно рассматривать как реакцию на чрезвычайную необходимость решить жизненно важный для Украины вопрос поставок туркменского газа. Убедить Туркменбаши снизить цену поставляемого газа не удалось. И дело не только в том, что два президента – политические антиподы, и события в Киргизии вряд ли поспособствовали росту симпатий Ниязова к лидеру «оранжевой революции». Скорее неуступчивость туркменской стороны вызвана реальной оценкой позиции Украины, которой просто ничего другого не остается кроме как платить во избежание энергетического кризиса.
Кроме того, Киев постепенно будет лишаться «дешевого» газа в счет платы за транзит от Газпрома. В 2005 году за прокачку российского газа в Европу Украина получит 23 млрд. кубометров газа по цене $50. за тысячу кубометров. При том, что туркменский газ теперь для нее стоит $58 плюс расходы на транспортировку от Туркменистана до своих границ. Согласно прошлогодним договоренностям, объем бартера должен был постепенно снижаться и в 2009 году достигнуть 15 млрд. кубометров. Новое руководство Украины неоднократно высказывало недовольство августовскими соглашениями Газпрома и тогдашним руководством «Нефтегаза Украины». И хотя после встречи с В. Ющенко в Киеве президент В. Путин заявил журналистам, что стороны не намерены отступать от достигнутых в газовой сфере договоренностей, такая вероятность остается.
В свою очередь и Туркменистан стал явно стремиться пересмотреть условия подписанного в 2003 г. 25-летнего (на 2004-2028 гг.) соглашения с РФ о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере и выражает готовность переориентироваться на Украину. Согласно указанному соглашению, через 2 года Россия будет выкупать по существу весь туркменский газ: 60-70 млрд. кубометров в год в 2007-2008 гг. и 80-90 млрд. в последующий период. По данным источников в Газпроме, Туркменбаши готов его разорвать, но боится санкций по линии международного арбитража.
Сейчас у России нет правовых оснований блокировать прямые поставки на Украину туркменского газа в их нынешних объемах, ссылаясь например, на ограниченную пропускную способность газотранспортной системы "Средняя Азия – Центр". В случае же одностороннего отказа Ашхабада от договорно оформленных обязательств перед Россией такие основания появятся. Правда и то, что деваться со своим газом Туркмении все равно некуда – не считая ограниченных поставок на север Ирана, единственный экспортный маршрут проходит через Россию, а все альтернативные транзитные проекты существуют лишь на бумаге.
По информации Миннефтегаза Туркменистана, за первые два месяца текущего года добыча газа по сравнению с аналогичным периодом 2004 года уже сократилась на 6%, а экспорт - на 12%. В министерстве пояснили, что снижение этих объемов связано с прекращением поставок газа в Россию и уменьшением физических объемов экспорта топлива на Украину.
Вот почему интрига нынешнего визита В. Ющенко гораздо глубже, чем вопросы цен, объемов и даже сроков, хотя украинский премьер и предложил заключить соглашение о газовых поставках на 20-30 лет. Поскольку, несмотря на фиаско в ценовом вопросе, визит В. Ющенко в Туркменистан стал важной отправной точкой в процессе вытеснения и ослабления монополии Газпрома на поставки среднеазиатского газа в Европу.
Агентство RusEnergy накануне визита приводило слова источника, близкого к правительству Туркменистана: «Наше руководство заинтересовано в сотрудничестве с организацией, которую хочет создать ряд европейских стран для продажи газа Туркменистана на мировом рынке. Туркменистан ожидает в ближайшее время визита украинского президента Виктора Ющенко для переговоров о долгосрочном газовом сотрудничестве».
Коалиция сил, стремящихся занять место российского Газпрома на газовом рынке Евразии, постепенно обретает определенность. На минувшей неделе представители Германии, Украины и Польши в разных выражениях и по разным поводам заявили о намерении образовать газовый альянс. Его организационно-деловым оформлением должен стать Европейский Газовый Дом в составе германского энергетического концерна E.ON Ruhrgas, национальных компаний «Нафтогаз Украины» и PGN&G из Польши.
Возможно, немецкая поддержка и вдохновила В. Ющенко на активизацию сепаратных (от России) договоренностей с Туркменистаном. Присутствие E.ON Ruhrgas в схеме вытеснения Газпрома может несколько смягчить переговорные позиции Газпрома, не желающего портить отношения с германскими партнерами. Но не помешает использовать другие возможности.
К примеру, Москва может договориться с Узбекистаном о том, чтобы он не расширял свои газотранспортные мощности или поставлял по российским газопроводам собственный газ. В таком случае для туркменского газа просто не хватит места. Нет особых оснований беспокоиться за снабжение внутреннего рынка. По мнению экспертов, неопределенность в отношении импорта туркменского газа, несомненно, дает шанс независимым российским газодобывающим компаниям, таким как «НОВАТЭК». С уменьшением объема гарантированных поставок из Средней Азии Газпром, вероятно, уступит определенную долю отечественного рынка независимым производителям.
И раньше случалось, что Киев и Ашхабад подписывали соглашения, не заботясь об интересах России. Но вот для их исполнения всегда возникала проблема трубопровода, и география все расставляла по местам. Нынешний визит В. Ющенко будет, очевидно, иметь похожие результаты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции