Политический обозреватель РИА «Новости» Яна Юрова
"Газпром" и "Роснефть" к началу нынешнего лета все же сольются. Ответственные за слияние двух сырьевых компаний российские ведомства – Минэкономразвития, Минпромэнерго, Росимущество – нашли, наконец, точки соприкосновения и договорились с руководством участвующих в сделке компаний о схеме консолидации активов. Пока о ее подробностях официально не сообщалось. Тем не менее из неофициальных источников стало известно, что стороны сошлись на первоначальном варианте слияния, который еще осенью прошлого года был предложен главой газового концерна Алексеем Миллером.
Многие российские эксперты склонны расценивать эту новость как начало либерализации рынка акций «Газпрома» и в целом реформы газовой отрасли. Однако это не самая главная задача российских властей.
Как известно, сейчас государству принадлежит 38.37% акций "Газпрома". Конечная задача всего мероприятия – сосредоточить в руках государства контрольный пакет, то есть 50% плюс одна акция. Для этого 100% акций государственной компании "Роснефть" (без "Юганскнефтегаза") будут внесены в уставной капитал специально созданного для проведения данной сделки госпредприятия "Роснефтегаз", которое и обменяет их на 10,7% акций "Газпрома", находящихся на балансе его "дочек". Суть процедуры в том, что газовые активы "Роснефти" будут интегрированы в аналогичные активы "Газпрома" в регионах, а нефтяные составляющие "Газпрома" сольются с аналогичными активами "Роснефти".
Что касается "Юганскнефтегаза", бывшей части ЮКОСа, вокруг которого так долго интриговали чиновники, то, как заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, в сделку это предприятие не войдет и станет самостоятельной госструктурой. Предполагается впоследствии на базе "Юганскнефтегаза" построить вертикально интегрированную нефтяную компанию. Но это все из разряда планов на будущее.
На сегодняшний же день самая актуальная тема – оценка сливающихся компаний. Ведь, как известно, долги ОАО "НК "Роснефть" составляют примерно $20 млрд. Из них $9,3 млрд – это сумма, в которую обошлась компании покупка "Юганскнефтегаза".
Если каким-то образом не уменьшить этот громадный долг, то даже 100% пакет "Роснефти" по стоимости не аналогичен 10,7% акций "Газпрома". Поэтому чиновники заговорили о необходимости реструктуризации задолженности. Решить задачу сначала собирались по принципу – кто проблему создал, тот пусть ее и расхлебывает. То есть предлагалось списать долги "Роснефти" на "Юганскнефтегаз". Что неудивительно. Ведь "Роснефть" с покупкой "Юганскнефтегаза" приобрела $5 млрд. налоговых претензий, выставленных этой "дочке" ЮКОСа государством, а также иски от консорциума западных банков с требованием вернуть кредит, данный ЮКОСу под поручительство "Юганскнефтегаза" (это примерно $540 млн.). Погашать придется и еще один кредит – в $900 млн., данный ЮКОСу акционерами МЕНАТЕПА тоже под гарантии "Юганскнефтегаза".
Однако у бывшей дочки ЮКОСа явно нашлись сильные защитники. И повесить на него долги не вышло. Поэтому сейчас идет, как говорят русские, активный поиск "крайнего", которому придется раскошеливаться. Скорее всего это будет все тот же ЮКОС и владелец его акций - МЕНАТЕП, к менеджменту и уплате налогов которых у российского суда (а также судов Израиля и Испании) есть большие претензии.
Уже появилась информация, что компания "Юганскнефтегаз" подала иск в арбитражный суд города Москвы с просьбой взыскать с менеджеров ЮКОСа $11.1 млрд. В эту сумму входят как сами долги «Юганскнефтегаза» перед госбюджетом, так и компенсация ущерба, причиненного компании ее бывшими собственниками в результате использования "трансфертных" цен. Более того, по словам зампреда правления ЮКОСа Александра Темерко, если "Юганскнефтегаз" выиграет этот суд, то следующим его шагом станет новый иск – с требованием банкротства своей бывшей "матери". Ведь "Юганскнефтегаз" станет основным кредитором ЮКОСа и в случае банкротства будет претендовать на все его активы.
То есть вокруг слияния Газпрома и Роснефти закручивается новая изматывающая интрига. Возникает вопрос – для чего? Замглавы МЭРТ РФ Андрей Шаронов заявляет: «Этот шаг должен привести к либерализации рынка акций "Газпрома". Это чрезвычайно важно для стоимости самой компании, повышения качества корпоративного управления "Газпрома" и для фондового рынка всей Российской Федерации».
И многие эксперты поверили в эту гипотезу. Действительно, чтобы начать либерализацию, нужно сосредоточить в руках у государства контрольный пакет акций газового концерна. Но это только необходимое условие. Самое главное то, какие дальнейшие шаги намечают российские власти.
Дело в том, что либерализация требует отмены 20 % квоты на владение акциями "Газпрома" иностранцами. Но пока никто из чиновников не сказал, когда конкретно это произойдет. Если же говорить о глобальной реформе отрасли, то "Газпром" по логике должен предоставить недискриминационный доступ независимых производителей к транспортной инфраструктуре, то есть к трубопроводу. Однако таких революционных шагов в планах российских властей уж точно нет. Более того, помощник президента РФ Игорь Шувалов на днях недвусмысленно заявил, что "глобальной реформы с "Газпромом" не произойдет".
То есть цель намеченной сделки явно лежит не только в экономической плоскости. Создание крупного нефтегазового концерна, скорее, носит политический характер. Накануне вступления в ВТО Россия стремительно либерализует внутренние рынки, что несет первоначальны скачки многих цен и прочие неприятности. При этом газ и нефть, как стратегические ресурсы, начинают играть роль факторов стабильности в стране. Сосредоточить их в руках государства – вот что немаловажно в такой ситуации. И этому, кстати, не противоречат слова Игоря Шувалова, характеризующего слияние "Роснефти" и "Газпрома" так: "Нет цели удушить конкуренцию внутри страны. Но труба останется в собственности государства".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции