- Виктор Борисович, как Вы могли бы охарактеризовать цели научно-технического и производственного
сотрудничества предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности России и Армении?
- На встрече в Москве 13-15 мая 2004 года президенты Российской Федерации и Республики Армения Владимир Путин и Роберт Кочарян подтвердили, что Россия и Армения являются стратегическими партнерами и союзниками, и намерены и дальше развивать экономическое сотрудничество между двумя государствами.
Особого внимания требует восстановление и поддержка прежних связей и взаимовыгодного партнерства между российскими и армянскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Традиционно оборонные предприятия Армении специализировались на выпуске радиоэлектроизделий и аппаратуры, потребителями которых являлись оборонные предприятия авиационной, космической, боеприпасной, судостроительной промышленности, радиопромышленности и промышленности вооружения России.
В настоящее время российские оборонные предприятия заинтересованы в поставках продукции, необходимой для производства самолетов типа Су, вертолетов типа Ми, зенитных ракетных комплексов, противотанковых управляемых реактивных снарядов, сторожевых кораблей и кораблей на воздушной подушке и других видов вооружения и военной техники.
- Каково нынешнее состояние сотрудничества двух стран в этой области?
- Основным документом, регулирующим взаимоотношения российских и армянских предприятий в военно-экономической области, является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 30 марта 1994 года.
С целью закрепления сложившихся производственных связей предприятий оборонных отраслей промышленности Россия и Армения (первая из стран СНГ) подписали в 1999 г. межправительственное Соглашение о сохранении специализации предприятий, участвующих в производстве продукции военного назначения. Соглашением предусматривается сохранение производства определенных видов продукции военного назначения на 23 российских и 18 армянских предприятиях.
Накопленный опыт и новые интеграционные возможности наших стран позволили перейти от сохранения сложившихся производственных и научно-технических кооперационных связей к концепции их развития и интеграции в рамках создания новых межгосударственных интеграционных образований.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения от 17 июля 2002 г. российской стороне в счет погашения задолженности по государственным кредитам Республики Армения переданы в собственность 100% акций закрытых акционерных обществ «РАО «Марс», «Ереванский НИИАСУ», «Ереванский НИИ математических машин» и «НПП материаловедения».
Потенциал переданных Российской Федерации армянских предприятий может быть полностью задействован в государственных программах, которые существуют или планируются в России, а сами предприятия могут быть интегрированы в производственные цепочки страны.
Межгосударственная интеграция – дело не одного дня. Здесь нужно формирование соответствующих экономических и других условий.
Инновационный путь развития – это один из самых главных. Мне кажется, что научные, производственные и предпринимательские круги наших стран должны сделать особый упор на необходимость инновационного роста, активизации интеллектуального потенциала, на развитие и внедрение высоких технологий. На это необходимо обратить самое пристальное внимание. Мы должны быть конкурентоспособными на международном уровне. А это можно достичь только в том случае, если мы будем развиваться по инновационному пути.
Распоряжениями Мингосимущества России полномочия на исполнение функций органа управления ЗАО «РАО «Марс» переданы ФГУП «В/О «Радиоэкспорт», а вышеуказанных ереванских научно-исследовательских институтов – ФГУП «НИИ автоматической аппаратуры имени В.С. Семенихина».
В начале 2004 г. управляющими компаниями подписаны с Росимуществом России передаточные акты о принятии в управление движимого и недвижимого имущества армянских предприятий.
- Как осуществляется финансирование этих и других совместных проектов?
- Очень важное значение в эффективном использовании научно-производственного потенциала переданных в собственность России армянских предприятий имеют инвестиции.
К сожалению, на момент передачи ЗАО «РАО «Марс» не было завершено строительство ряда объектов (насосная станция, котельная, силовая подстанция и др.), в некоторых цехах не завершены пуско-наладочные работы на специальном технологическом оборудовании, не введены в действие системы пожарной и охранной сигнализации. Все это усложнило процесс запуска предприятия, его сертификацию на соответствие международным стандартам качества и не способствует привлечению инвестиций.
На основании разработанного управляющей компанией бизнес-плана общая сумма капитальных вложений на восстановление производства ЗАО РАО «Марс» с учетом необходимых оборотных средств, пуско-наладочных работ, закупки нового технологического оборудования и технологий, восстановления энергетического комплекса, полного восстановления АСУ, САПР и системы информационного обеспечения и др. составляет свыше $21,0 миллионов. В 2004 г. за счет собственных средств ФГУП «В/О «Радиоэкспорт» были выполнены работы по капитальному ремонту производственных и административных зданий, пуско-наладочные работы имеющегося технологического оборудования, прокладка газопровода высокого давления длиной 2,5 км и строительство котельной на общую сумму $700 тысяч.
За год функционирования под управлением российской компании на ЗАО «РАО «Марс» наметились следующие положительные тенденции по отношению к 2003 г.: увеличились отчисления в государственный бюджет Республики Армения на 23,4%; увеличение заработной платы; фактическое увеличение рабочих мест. «Портфель заказов» в 2005 г. составляет свыше $5 миллионов.
На первоочередные работы в 2005 г. необходимы капитальные вложения в объеме $10,4 миллионов их освоение позволит увеличить в 2006 г. «портфель заказов» в 2-3 раза.
Аналогичные проблемы существуют и по остальным армянским организациям, переданных в собственность Российской Федерации. К 2006 г. на базе ЗАО «ЕрНИИММ», ЗАО «ЕрНИИАСУ», ЗАО «НИИ материаловедения» планируется создание Российского опорного научно-производственного центра информационных технологий и радиоэлектроники в Закавказье. К 2008 г. необходимо провести реконструкцию опытно-производственной базы этого центра, для чего требуется более $12,0 милллионов, в том числе на 2005 г. – около $3,5 миллионов. В результате сумма планируемых центром работ может составить свыше $23,0 миллионов.
Для решения вопросов привлечения необходимых инвестиций нужна целенаправленная работа всех участников реализации этих проектов.
Есть нерешенные вопросы и с армянской стороны.
- Какие еще вопросы, помимо привлечения инвестиций, необходимо решить для повышения эффективности сотрудничества в данной области?
- Главной проблемой обеспечения устойчивого функционирования и развития зарубежных российских предприятий является создание благоприятных экономических условий, снятие таможенных, налоговых и других ограничений, приводящих к тому, что производимая ими продукция является неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке.
Разработка конкретных механизмов налаживания взаимодействия российских управляющих компаний и армянских предприятий, переданных в собственность Российской Федерации, комплекса мер и порядка государственной поддержки, как со стороны России, так и со стороны Армении. в целях обеспечения экономической эффективности реализации программы являются одной из первостепенных задач на повестке дня.
Предпосылки для этого создаются. Так, подготовлено межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. Необходимо ускорить завершение внутригосударственных процедур его согласования и подписания.
На 2005 г. и последующие годы определена процедура таможенного оформления при осуществлении двусторонних поставок сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства продукции военного назначения. Взаимные поставки осуществляются по согласованным Российской (Роспром) и Армянской (Министерство торговли и экономического развития) Сторонами перечням продукции в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 30 марта 1994 г. Продукция, поставляемая по перечням, не подлежит квотированию и лицензированию. Стороны освобождают товары, предусмотренные в перечнях, от таможенных пошлин как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Армения. Также осуществляется приемка военными представительствами поставляемой продукции.
Решение вышеперечисленных вопросов позволит в дальнейшем еще больше укрепить политические и экономические связи между Российской Федерацией и Республикой Армения.