Партийно-политическая система современной России – выдержала ли она испытание бурными событиями начала 2005 года? Если подходить формально, то никаких существенных перемен в рейтингах основных партий регулярные социологические опросы не выявляют. Несмотря на непопулярность реформы льгот, поддержавшая ее «Единая Россия» по-прежнему опережает ближайших соперников по три-четыре раза, а шумно голодавшая «Родина», как и в прошлом году, колеблется между двумя барьерами отсечения – 5% (по прежнему избирательному закону) и 7% (такой барьер запланирован на выборах 2007 г.). Немного прибавили в весе коммунисты, ничего не потеряла ЛДПР. Ни одна из непарламентских партий также не смогла использовать социальные возмущения в собственных целях.
Хорошо это или плохо? И не скрываются ли за внешней стабильностью цифр глубинные, плохо ощущаемые пока процессы, которые со временем могут изменить облик нашей партийной системы? Ведь трудно ожидать, что партии смогли остаться в стороне от важнейших и остро дискутируемых тем, интересующих от две трети россиян.
В каком-то смысле неизменность, неэластичность рейтингов партий есть отражение безразличия россиян к их деятельности, показатель того, что они не играют сегодня существенной роли в политическом процессе и жизни общества в целом. Отчетливо это видно из ответов респондентов на вопрос о том, как партии проявили себя в ходе льготного кризиса. Большинство россиян, даже по прошествии двух месяцев с начала массовых выступлений населения против закона о монетизации льгот, затруднились оценить, как повели себя в ходе кризиса те или иные партии. Наиболее «туманной» оказалась для населения позиция «Яблока» и СПС. Однако и позиции «Единой России», КПРФ и «Родины», которые были на виду и активно пытались влиять на происходящие события, примерно для 40% населения оказались не ясны.
Первое, что следует отметить в этой связи – неукорененность в массовом сознании самого института политических партий. Данные опросов ВЦИОМ свидетельствуют о весьма критичном отношении россиян к политическим партиям и партийной системе России в целом. Деятельность политических партий постоянно находится в зоне неодобрения со стороны населения – доля россиян, не одобряющих деятельность партий, по результатам январского опроса, составляет 55%, тогда как одобряют ее только 16%. Причем, такое соотношение оценок сохраняется уже достаточно долгое время. По степени критичности оценок с политическими партиями могут сравняться только такие признанные аутсайдеры общественного мнения, как Государственная Дума, правоохранительные органы и профсоюзы.
Критическое отношение к партийной системе как институту в значительной степени транслируется и на отношение к конкретным политическим партиям. Единственная из них, имеющая электоральную поддержку на уровне трети населения - «Единая Россия», но эта поддержка адресуется не столько самой партии, сколько президенту. Не случайно оценки россиян по поводу будущего ЕР весьма противоречивы – 43% уверены, что партия останется такой же крупной и влиятельной как и сейчас, либо ее роль даже возрастет, тогда как 36% - что она со временем потеряет поддержку в обществе, в частности при смене главы государства.
Но при всей критичности отношения к деятельности партий, россияне считают важным сохранение многопартийной системе в стране. За однопартийность выступает лишь каждый пятый, в то время как почти треть опрошенных поддерживают идею двух-трех партийной системы и еще 17% - вариант партийного плюрализма в его чистом виде с любым количеством партий, в том числе небольших. При этом вариант однопартийной системы близок в основном людям старших возрастов, тогда как молодежь и респонденты средних возрастов чаще выступают за партийный плюрализм.
Обращает на себя внимание и то, что большинство опрошенных (69%) считают важным, чтобы в Государственной Думе были представлены силы, оппозиционные президенту и правительству (против оппозиции в Думе выступают 18%). В целом можно констатировать, что в обществе подспудно формируется запрос на переконфигурацию нынешнего политического спектра. Он связан как с общей неудовлетворенностью местом и ролью политических партий в жизни страны, так и с серьезными претензиями, накопившимися в обществе к деятельности конкретных политических партий. Судя по результатам опросов, эти претензии выражаются в следующем.
Блок «Родина», на который в конце прошлого года возлагались большие надежды, так и не смог заполнить брешь на лево-государственническом фланге между «Единой Россией» и «КПРФ», оказавшись фактически расколотым, и все больше скатывается к откровенному популизму. «КПРФ» дряхлеет как в прямом, так и в переносном смысле. Нет энергии сопротивления, нет новых идей, что было отчетливо продемонстрировано в ходе январско-февральского кризиса. «Единая Россия», судя по всему, пребывает в растерянности. Ее идейно-политические позиции выглядят предельно аморфно, диапазон представленных в ней течений начинает напоминать КПСС горбачевских времен – от левых социалистов до либералов правого толка при доминировании всеядной «партийной массы». Высокий уровень электоральной поддержки не должен вводить в заблуждение. В значительной степени он связан с конформистским желанием многих людей присоединится к партии, располагающей властным ресурсом. Партии либеральной ориентации («СПС», «Яблоко») так и не сумели преодолеть кризис, связанный с их поражением в декабре, и вопрос заполнения либеральной электоральной ниши остается сегодня открытым – как с точки зрения персональной представленности и возможного лидерства, так и с точки зрения идейной наполненности.
Итак, потребность в обновлении переконфигурации партийной системы России не вызывает сомнений. Сегодня партии не могут стать достаточно дееспособными в силу того, что не пользуются поддержкой населения, а получить поддержку не могут, поскольку в глазах россиян не являются эффективными выразителями их интересов. Вопрос в том, кто и когда разорвет этот замкнутый круг?
Валерий Федоров,
генеральный директор ВЦИОМ
Динамика рейтингов партий
(«За какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали на выборах в Государственную Думу России, ели бы они состоялись в ближайшее воскресенье?)
Как, на Ваш взгляд , ведущие политические партии России проявили себя в ходе массовых акций протеста?
«Какими Вы видите перспективы “Единой России”?» (в %)
Перспективы «Единой России» | % |
Ее роль будет возрастать, со временем она станет «новой КПСС» | 11 |
Она будет оставаться крупной партией, такой же, какой является сейчас | 32 |
«Единая Россия» со временем потеряет поддержку общества | 14 |
Эта партия создавалась по В. Путина, придет другая власть и «Единая Россия» развалится | 22 |
Затрудняюсь ответить | 21 |
«Как Вы считаете, какого рода партийная система была бы сейчас лучше для России?» (в %)