Политический обозреватель РИА «Новости» Петр Романов
19 марта президент России Владимир Путин посетит Киев. Непростая миссия. Его встретят президент, на которого он не ставил, премьер, против которого в России заведено уголовное дело, и двусторонние отношения, которые, после «оранжевой революции» придется воссоздавать заново. Состоявшийся в январе Визит Ющенко в Москву, конечно, помог вернуть российско-украинские отношения в рамки приличий, но, был лишь протокольным, а не деловым. Между тем, главное – дело.
Достаточно очевидно, что за исключением России, где в эпоху Ельцина произошла демократическая революция со всеми ее плюсами и минусами, в остальных бывших советских республиках, вошедших в СНГ, никаких серьезных истинно революционных катаклизмов не произошло, а к власти после развала СССР просто пришла бывшая местная советская номенклатура. Которая и приспосабливалась к новым условиям, как могла.
Кого-то спас богатый политический опыт, как, например, Алиева-старшего в Азербайджане. Туркменбаши спас газ и неизжитая в народе привычка жить при феодализме. А где-то, власти долго помогала демагогия и изворотливость. Так происходило на Украине. Теперь с некоторой исторической задержкой революционные мины на постсоветском пространстве, чаще всего в бархатной, к счастью, оболочке, начали взрываться. Что было, конечно, предсказуемо.
Комментируя в свое время окончание первого президентского срока Владимира Путина, автор данного комментария отмечал среди прочего наиболее очевидные риски президента, в том числе внешнеполитические, которые могут ждать хозяина Кремля уже в ближайшем будущем. Среди них в первую очередь речь шла как раз о политической нестабильности в ряде соседних государств. Там же отмечалось и следующее: в задачу президента России на второй срок входит поддержание нормальных, добрососедских отношений с соседями, вне зависимости от того, кто придет к власти.
Естественно, не все здесь зависит от российского лидера, однако, учитывая вес России, главная ответственность в поддержании на границе стабильности и защите национальных интересов ложились, конечно, на Москву.
В Грузии или Молдавии Москве крупно не повезло с партнерами по переговорам, так что не стоит чрезмерно упрекать Владимира Путина за охлаждение на этих направлениях. Непредсказуемость г-на Саакашвили или г-на Воронина уже не раз ставила российский МИД в тупик.
Украина – дело другое. Здесь и интересы России неизмеримо выше, и ошибки именно с российской стороны были достаточно очевидными, но, самое главное, многое происходящее сегодня на Украине, в отличие, скажем, от Грузии, легко предвидеть. Более того. На самом деле, то, что происходит сегодня на Украине, это своего рода политическое дежа вю.
Украина сегодня – это Россия вчера, то есть, Россия эпохи Ельцина. Тот же стартовый энтузиазм, та же революционная безаппеляционность, тот же романтизм в ущерб спокойному прагматизму, та же раздача несбыточных обещаний населению, та же неизбежная, к сожалению, человеческая (кадровая) пена наверху. И, наконец, та же самая слепая вера в то, что «Запад нам непременно поможет».
Все это может излечить только время и… Россия, совсем недавно переболевшая теми же самыми заболеваниями.
Как опытный пациент Россия может дать Украине немало толковых советов, чтобы избежать хотя бы части тех ошибок, что были допущены российскими младореформаторами. Если, конечно, украинцы готовы русских слушать. Если это не произойдет сегодня, значит, завтра или послезавтра. Дело Путина лишь тактично уловить этот момент.
Ну, а в том, что такой момент наступит, нет ни малейших сомнений. Есть законы рынка и геополитики, которые в отношениях России и Украины не отменишь, как бы этого кому-то не хотелось.
Главное понять, что, проиграв на Украине в краткосрочном плане, Россия здесь же все равно выигрывает в плане долгосрочном. Поняв это, можно куда спокойнее собираться в Киев.
Поводов для паники нет ни малейших.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции