Обозреватель РИА "Новости" Марина Пустильник
В России появились компании, получившие право на законных основаниях называть себя виртуальными сотовыми операторами. Это означает, что рынок мобильной связи скоро сделает скачок по сути в новую эпоху.
В отличие от традиционных операторов мобильной связи, виртуальные операторы (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) не имеют ни своих радиочастот, ни своего оборудования сотовой сети. Вместо этого MVNO договариваются с кем-либо из действующих сотовых операторов об оптовых закупках сетевого ресурса, а затем с помощью маркетинговых ходов продвигают услугу на рынок под своим брэндом. Аналогичная ситуация в туристическом бизнесе: есть компании-туроператоры, которые оптом продают разработанные ими туры компаниям-турагентам. Или в торговле: есть крупный опт, есть мелкий. С точки же зрения потребителя разницы между традиционными мобильными операторами и MVNO не существует: отличаются разве что тарифные принципы и способ продвижения продукта.
Решение о создании двух опытных зон MVNO принял Научно-технический совет Министерства информации и связи. Как рассказал министр связи РФ Леонид Рейман, для защиты прав абонента предлагаются законодательные гарантии сохранения за пользователем его телефонного номера при изменении оператора подвижной связи.
Эта услуга известна в мире, во многих странах она активно развивается. В первую очередь она стимулирует конкуренцию между операторами. Абонент может переходить от одного оператора к другому, сохраняя свой номер – то есть выбирать лучшего, не теряя при этом ничего. Возможность подобного перехода будет введена на российском рынке связи уже в текущем году.
Лицензии были выданы компаниям "Народный мобильный телефон" и "Евросеть". Обе компании были созданы в 2004 г. специально для проектов MVNO.
Это два очень разных по направленности проекта. "Народный мобильный телефон" был создан при поддержке правительства Москвы. По словам гендиректора ООО "Народный мобильный телефон" Владимира Шульги, до 10% всех будущих абонентов составят малообеспеченные слои населения, услуги которым будут предоставляться по льготным тарифам.
ЗАО "Евросеть" учредили фирма "Федеральная система Евросеть" - одна из структур дилерской сети "Евросеть" (51% акций) и ЗАО "ТМ САТ" - эксклюзивный сервис-провайдер услуг мобильной спутниковой связи Thuraya на территории России (49%). Директор по информационным технологиям "Евросети" Андрей Володин сообщил, что СИМ-карта этого СП будет давать доступ к услугам как сотовой связи, так и мобильной спутниковой связи Thuraya.
Обе компании планируют запустить опытные зоны обслуживания в апреле. Тесты продлятся в течение полугода, после чего будет принято решение о начале коммерческой эксплуатации. "Народный мобильный телефон" будет создавать опытную зону MVNO в Москве, а "Евросеть" пока не сделала окончательный выбор.
В дальнейшем виртуальные сети будут созданы на всей территории России. "Народный мобильный телефон" уже нашел одного регионального партнера - им стал холдинг "Tele2-Россия". "Компания "Народный мобильный телефон" заинтересована в том, чтобы на базе наших GSM-сетей в регионах оказывать услуги виртуального оператора. И мы готовы к такому сотрудничеству", - заявил председатель правления "Tele2-Россия" Юрий Домбровский.
Tele2 не скрывает, что свое будущее в России видит тоже в расширении географии за счет MVNO, прежде всего - в Москве. Кстати, в большинстве стран Европы Tele2 действует именно как виртуальный оператор: так происходит в Норвегии (на сети "реального" оператора Telenor), Нидерландах (на сети Telfort), Австрии (на сети Connect Austria), Финляндии (на сети Radiolinja) и Германии (О2).
Появление операторов типа MVNO может изменить ситуацию на российском телекоммуникационном рынке. Ожидается, что с приходом виртуальных операторов может измениться сама технология предоставления услуг: усилится тенденция к разделению обслуживания сети и предоставления услуг. Обслуживанием будут заниматься мобильные операторы, владеющие частотным ресурсом и строящие базовые станции. А предоставлением услуг будет отдано на откуп тем компаниям, которые ближе к разработке самих услуг, контент-провайдерам и операторам типа MVNO. То есть разделение на опт и розницу будет более четким.
Что касается розницы, то бизнес-модель MVNO может и должна активизировать поставщиков контента. В идеале контент-провайдеры должны получать до 80-90% дохода от таких услуг, тогда они будут заинтересованы в их развитии.
Появление виртуальных операторов также должно дать импульс развитию мобильных сетей третьего поколения (3G). В сетях третьего поколения услуги голосовой связи (то есть функции обычного телефона) не являются определяющим типом услуг, большее внимание уделяется услугам передачи данных и всевозможным сервисам, предлагаемым контент-провайдерами. При сегодняшнем небогатом наборе неголосовых услуг, востребованных рынком, сиюминутный переход на сети 3G может оказаться преждевременным. Появление виртуальных операторов призвано эту ситуацию изменить. Именно MNVO должны сыграть важную роль в формировании новых бизнес-моделей на российском рынке мобильной связи и услуг. Как сказал генеральный директор компании «Народный Мобильный Телефон» Владимир Шульга: «Если мы не сумеем создать такие условия, то бесполезно браться за освоение сетей 3G, поскольку бессмысленно разворачивать такие сети только для того, чтобы предоставлять голосовую связь. Сети 3G должны разворачиваться только под эгидой новых услуг. И если мы не сможем обеспечить свободу и коммерческую выгоду поставщикам контента, мы не решим эту задачу. С этой точки зрения нам очень важно приступить уже сейчас к освоению бизнес-модели MVNO и выработать такие взаимоотношения с поставщиками контента, при которых этот бизнес стал бы им выгоден».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции