12 марта первые сто пятьдесят украинских миротворцев покинули полевой лагерь «Зулу», что под Эс-Сувейрой, где размещен 72-й отдельный механизированный батальон 7-й механизированной бригады Вооруженных сил Украины. 15 марта эти солдаты и офицеры улетают на родину, в город Николаев. В Ираке, под руководством польских генералов, останутся еще 1472 украинских военнослужащих. Да и те, по решению Верховной Рады и президента Виктора Ющенко, до середины октября вслед за испанцами, доминиканцами и голландцами тоже должны покинуть Междуречье.
Вывод украинского контингента из Ирака, который обойдется Киеву, как минимум, в одиннадцать миллионов долларов, уже, видимо, не остановить. И Вашингтон, в отличие от декабря прошлого года, когда там крайне нервно отреагировали на решение президента Кучмы о завершении миротворческой миссии 7-й отдельной механизированной бригады, на этот раз сделал вид, что ничего особенного не происходит. У США достаточно союзников, которые сочтут для себя за честь оказать поддержку Пентагону в любом месте земного шара. На «горячей сковородке» Багдада тоже. Грузия, например, даже увеличила свой контингент у слияния Тигра и Евфрата с 200 солдат и офицеров до 500.
Но проблема, конечно же, не в этом. Пентагон сам, наверняка, не прочь покинуть эту постоянно взрывающуюся и стреляющую страну. И не через три-четыре года, как поговаривают на Потомаке, а в самое ближайшее время. Расчеты американских политиков и генералов на достаточно быстрое завоевание Ирака и установление там лояльного Вашингтону режима, к сожалению, не оправдались. Сработало старое армейское правило: оккупировать страну – еще не значит победить ее.
Белому дому и его союзникам так и не удалось создать в Багдаде сколько-нибудь дееспособное правительство, армию и правоохранительные органы. Да и выборы в законодательные органы власти, которые прошли в конце января, тоже, как видно, не принесли мир и спокойствие этой земле. Террористические акты, которые фактически не прекращаются ни на один день, остановить невозможно. - Примирить, сгладить противоречия между крупнейшими мусульманскими ветвями Ирака – суннитами и шиитами - не получается. Решить проблему курдов – тоже. Не удается вовлечь в экономику страны, в возрождение ее промышленного потенциала, нефтяной, добывающей и перерабатывающей индустрии ни одну из видных финансовых группировок Арабского Востока. Полный контроль над сырьевыми богатствами Междуречья не удается установить и американским фирмам. Более того, постоянные подрывы нефтепроводов, диверсии на перерабатывающих предприятиях ставят под сомнение эффективность и реальную окупаемость инвестиций в этот бизнес.
Но самое главное – день ото дня в Ираке гибнет все больше и больше американских солдат и офицеров. На первое января 2004 года, по официальной статистике, было 463 погибших и 2687 раненых. Из них 370 в результате несчастных случаев. На начало ноября ушедшего года уже 1119 погибших и 8200 раненых. Сегодня число убитых американцев уже превысило 1500 человек, а число раненых - более 10 тысяч… Пентагон вынужден был даже повысить единовременные выплаты родственникам солдат и офицеров, погибших в Ираке и Афганистане. Теперь они получают за каждого сына, брата и отца, вернувшегося домой под звездно-полосатым флагом, не 250 тысяч долларов, а полмиллиона.
Американских парней, даже среди резервистов и профессионалов военной службы, желающих поехать на войну, становится все меньше и меньше. На Капитолии, в Конгрессе и Сенате США уже не раз заходил разговор о возвращении к всеобщему призыву, отмененному в середине семидесятых годов прошлого века, после окончания войны во Вьетнаме. Пентагон пока категорически отвергает такую перспективу.
Министр обороны Дональд Рамсфельд доказывает, что численность американских войск в Ираке (их там сейчас около 150 тысяч – В.Л.) вполне адекватна возложенным на них задачам, а проблема может быть решена за счет дополнительных финансовых ресурсов. На этот год для операции в Ираке и Афганистане нужно выделить еще 81,9 млрд долларов, в будущем - 50 млрд. Это кроме тех средств, что выделены бюджетом на всю военную организацию страны, - 419 млрд. Каждая неделя пребывания американских войск в Ираке обходится налогоплательщикам в один млрд «зеленых». А общие затраты на проведение военной операции и восстановительные работы здесь, по подсчетам заокеанских экономистов, могут превысить 280 млрд. Иракская кампания становится самой дорогой за всю историю США. Хотя дело, конечно, не в деньгах.
Главная проблема в том, что американской армии уйти из Ирака сейчас и в отдаленном будущем, в принципе, невозможно. Это означало бы не только крах всей ближневосточной политики Вашингтона, но и капитуляцию перед международным терроризмом, который, хочет того кто-то признавать или нет, после падения режима Саддама действительно развернул широкомасштабное наступление на коалиционные войска в Междуречье. Уступить ему, сдаться на милость победителя не получится. Это только придаст новые силы террористам всех мастей. И тогда взрывы домов в Москве, электричек в Мадриде, воздушная атака на торговый центр в Нью-Йорке и на Пентагон в Вашингтоне покажутся только цветочками.
Конечно, России не безразлична ситуация, в которую загнали себя вашингтонские политики и генералы, и Кремль, думаю я, искренне готов помочь своему стратегическому партнеру «выйти из этого тупика с высоко поднятой головой». Можно было бы организовать международную конференцию по положению в Ираке, пригласить на нее все заинтересованные стороны, добиться хотя бы какого-то первоначального консенсуса, затем развить его. Москва могла бы помочь новой иракской армии и новой иракской полиции не только оружием, но и подготовкой специалистов. Правда, не на Ближнем Востоке, а у нас – в Солнечногорске и в Видном, где уже не первый год работают международные курсы по подготовке наблюдателей-миротворцев для ООН и полицейских для этой же организации…
Но, на мой взгляд, есть одна весьма существенная деталь, которая может помешать этой помощи и поддержке. Военная операция США в Ираке и Афганистане, как и настойчивые попытки проникновения Пентагона в Грузию и Азербайджан, как считают независимые военные эксперты, - только часть замысла более широкой стратегической операции Вашингтона на Ближнем Востоке, конечной целью которой является Иран. Окружить эту страну со всех сторон, надавить на нее с воздуха, с Персидского залива, блокировать авианосцами и АВАКСами, пригрозить «Томагавками», отомстить за унижение 1979 года, когда 80 иранских студентов 444 дня удерживали в захваченном посольстве США в Тегеране пятьдесят двух американских дипломатов, за пренебрежение к американским нефтяным интересам и даже противодействие им - вот настоящая долговременная задача, которую поставили перед собой политики и генералы Соединенных Штатов.
Поддержать ее Москва никак не сможет. Ни при какой погоде. Иран – наш ближайший сосед и надежный экономический партнер, который никому не угрожает и не поддерживает, что бы об этом ни говорили за океаном, никакие террористические силы. Наоборот, постоянно борется с ними. Хорошо известна его позиция по Афганистану, когда там правили Талибан и Аль-Каеда. Так что пока США не подкорректируют своей позиции по Ирану, о всесторонней поддержке их в Ираке, не только Россией, но и другими европейскими странами, говорить, видимо, рано.
И в американской дилемме «уйти нельзя остаться» запятую пока ставить негде.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции