Рейтинг@Mail.ru
Ближний Восток на пороге большой войны - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ближний Восток на пороге большой войны

Читать ria.ru в
Дзен
Похоже, что Ближний Восток находится на пороге новой войны, которая может разгореться из-за ситуации в Ливане. После убийства 14 февраля 2005 года бывшего премьера и одного из самых богатых ливанцев Рафика Харири его страна, Ливан, и регион в целом оказались на грани очередного кризиса. Харири - человек близкий к руководству Франции и Саудовской Аравии, выступал против присутствия сирийских войск на территории Ливана. И хотя в сентябре 2004 года по инициативе Парижа и Вашингтона СБ ООН принял резолюцию 1559, которая предполагала в том числе и вывод сирийских войск из Ливана, до убийства Харири никаких подвижек в этом направлении не происходило. Его смерть обострила проблему...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский -РИА "Новости"

Похоже, что Ближний Восток находится на пороге новой войны, которая может разгореться из-за ситуации в Ливане.

После убийства 14 февраля 2005 года бывшего премьера и одного из самых богатых ливанцев Рафика Харири его страна, Ливан, и регион в целом оказались на грани очередного кризиса. Харири - человек близкий к руководству Франции и Саудовской Аравии, выступал против присутствия сирийских войск на территории Ливана. И хотя в сентябре 2004 года по инициативе Парижа и Вашингтона СБ ООН принял резолюцию 1559, которая предполагала в том числе и вывод сирийских войск из Ливана, до убийства Харири никаких подвижек в этом направлении не происходило. Его смерть обострила проблему. Она обернулась давлением на Сирию как со стороны ливанской оппозиции, так и со стороны международного сообщества, в первую очередь США и Франции, в целях ускорения решения вопроса.  Россия не встала, как предполагали многие, на защиту Сирии, входящей в американскую «ось зла». Напротив, она также призвала Дамаск вывести войска из Ливана.

К каким последствиям  может привести реализация Сирией резолюции 1559 СБ ООН? 

Для США важное значение имеет существование ирано-сирийского союза,  поддерживающего антиизраильскую деятельность ливанской шиитской «Хизбаллы», признанной Соединенными Штатами, Израилем, а теперь и некоторыми европейскими странами (к примеру, Нидерландами) террористической организацией. Это служит безусловным основанием для Вашингтона не только с подозрением относиться к сирийскому присутствию в Ливане, но и достаточным, при необходимости, поводом для военного давления на Сирию с целью вывода ее войск из Ливана.

Для Франции Ливан является зоной особых интересов с XIX века. Горные районы этой страны, населенные преимущественно христианами, находились под ее защитой, когда Ливан являлся еще частью Османской империи. Особая чувствительность Парижа по отношению к требованиям ливанских христиан – не секрет ни для кого в регионе. Вечный европейский антагонист США, Франция внезапно заняла общую с американской позицию в отношении Сирии, которой она в прошлом оказывала немалую поддержку, вследствие личностного фактора. Если бы в президентский дворец Жака Ширака в той же степени, что и покойный Харири, были вхожи ливанские политики, выступающие за присутствие Сирии в Ливане, позиция  Парижа могла бы быть иной. В убийстве Харири Франция увидела несомненный удар не только по своим интересам на Ближнем Востоке, но и в целом по престижу страны. Именно поэтому французская позиция в отношении Сирии столь же жестка, как и американская.

При этом ни Париж, ни Вашингтон, руководствуясь благими намерениями, не учитывают возможное трагическое развитие событий в Ливане, как недавно не учитывали последствия войны в Ираке страны антисаддамовской коалиции.

Де-факто Ливан с большой степенью вероятности может предпочесть сегодняшней стабильности под сирийским контролем  новую гражданскую войну. Но это будет выбором самих ливанцев. Христиане, друзы и часть суннитов устали от сирийской оккупации, и об этом свидетельствуют массовые демонстрации в Бейруте. В то же время не меньшая часть ливанского населения, выступающая за сохранение сирийского присутствия, ядро которой составляют шииты, заявляет о готовности отстаивать право на власть в стране, где сегодня она лишена влияния, адекватного ее численности и амбициям своих лидеров.

В Ливане пост президента страны традиционно занимают христиане-марониты, но в какой мере они смогут удержать власть после ухода сирийцев - большой вопрос.

Ливанские шиитские движения «Хизбалла» и «Амаль», находящиеся под патронажем Тегерана и Дамаска, выступают против ухода сирийских войск из страны. А после того, как он станет фактом, шииты дестабилизируют обстановку, в первую очередь, на юге Ливана и в долине Бекаа, где сегодня сосредоточен сирийский воинский контингент. Вступив в конфликт с друзами, суннитами и христианами, они взорвут Ливан изнутри. Вероятность того, что после ухода сирийцев гражданская война в этой стране возобновится, высока. Не исключено, что вследствие конфликтов между различными этно-конфессиональными группами Ливан будет вынужден прибегнуть к помощи внешней миротворческой силы. Скорее всего, это будут либо коалиционные войска НАТО, либо армия Франции. По сути одна оккупация сменится другой.

Вполне вероятно, что вывод сирийских войск из Ливана может стоить поста  президенту Сирии Башару Асаду. Ливанские порты, строительная инфраструктура, приблизительно два миллиона сирийцев, работающих в Ливане, не говоря уже о транзитной контрабанде товаров и, по слухам, наркотиков, осуществляемых под контролем сирийского генералитета,  - слишком большие деньги. Их потеря вряд ли будет прощена ветеранами партийно-государственного истеблишмента молодому президенту, которым этот истеблишмент и без того не слишком доволен, ибо нынешний президент не имеет такого контроля ни над генералитетом, ни над партийными бонзами Баас, какой имел  его отец – Хафез Асад.

С точки зрения геополитки, Ливан представляет для Дамаска (после передачи Францией Турции Александретского санджака в 1939 и оккупации Израилем Голанских высот в 1967 году) последнюю надежду на осуществление плана построения «Великой Сирии». Это было главным проектом нескольких поколений сирийских руководителей, включая Хафеза Асада. Уход из Ливана означает, что Сирия прощается с этой мечтой навсегда. 

Еще один региональный игрок – Израиль. Он стратегически не заинтересован в конфликте на ливанской территории. Ему также ни к чему обострение ситуации на ливано-израильском и сирийско-израильском участках границы. Однако Израиль стоит на грани внутриполитического кризиса в связи с предстоящим выводом поселений из сектора Газа. Обострение ситуации у северной границы может оказаться для израильского генералитета спасательным кругом. Это позволит ему не участвовать во внутризраильском конфликте, который грозит перерасти в «оранжевую революцию» или гражданскую войну. 

Таким образом, ситуация вокруг Ливана не дает никаких оснований для оптимизма, хотя часть ливанцев находится в эйфории от предстоящего окончания сирийской оккупации, а США и Франция видят в этом важный этап для реализации их региональной политики. Как следствие, сложный узел противоречий, в который вовлечены Сирия и Ливан, Израиль, Турция, Иран  и американские силы, дислоцированные в регионе, может в ближайшее время стать источником большой региональной войны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала