Обозреватель РИА «Новости» Петр Гончаров
В ближайшее воскресенье, 13 марта в Киргизии должен пройти второй тур выборов депутатов в парламент – Жогорку Кенеш. Парламент однопалатный. Из 75 депутатов в ходе первого тура выбрано 28. Большая часть избранных депутатов – «депутаты от власти», говорят в Бишкеке. Оппозиция намеревалась получить 25 мест, что позволило бы ей блокировать те решения парламента, которые бы не отвечали ее интересам. Однако многие кандидаты от оппозиции проиграли уже в первом туре.
Судя по всему, оппозиция уже не рассчитывает на парламент и намерена форсировать события, не дожидаясь президентских выборов, намеченных на октябрь текущего года. Уже появились сообщения о дестабилизации ситуации в ряде регионов республики, особенно в ее южных районах. Наблюдатели не исключают, что выборы вообще могут быть сорваны. Оппозиция обвиняет власть в утере контроля над ситуацией, в фальсификации выборов и призывает президента Аскара Акаева срочно уйти в отставку, объявить досрочные президентские выборы, сформировать новое правительство и уже только потом провести выборы в Жогорку Кенеш. То есть, оппозицией навязывается уже почти классический сценарий «бархатной революции».
Уже перед первым туром, состоявшимся 27 февраля, все ожидали, что парламентские выборы в Киргизии пройдут под знаком острой борьбы между властью и оппозицией. Оппозиция обвинила действующего президента Аскара Акаева в том, что он готовится остаться на третий срок в нарушении конституции Киргизии. Сам Акаев либо утверждал, что он не намерен менять Конституцию, либо отмалчивался. Быть может на этом все и закончилось бы, но ситуацию заметно обострил появившийся в республике призрак бархатной революции. Оппозиция всячески стремилась этот призрак материализовать, власть наоборот утверждала, что Киргизия - это не Грузия и тем более не Украина, и в республике нет каких-либо предпосылок для бархатных революций.
Накануне выборов родственники дипломатов-оппозиционеров, которым было отказано в регистрации в кандидаты в депутаты Жогорку Кенеш, провели акцию протеста, а сами активисты оппозиции организовали несколько митингов по 200 – 300 человек с транспарантами желтого цвета и лозунгами «Долой Акаева». «Моя столица. Новости» - газета, ставшая трибуной оппозиции, старалась придать этим акциям и лозунгам массовый характер, власть же сделала вид, что ничего не заметила. На этом предвыборная пикировка в столице закончилась, но мотивация «власть – оппозиция» остро чувствовалась в ходе выборов, но только в Бишкеке и областных центрах на юге республики.
Совершенно по-другому обстояло дело на районных и поселковых избирательных участках. Даже вблизи Бишкека. Здесь тоже не кричали «ура» кандидатам от власти или от партии власти «Алга, Кырзыстан», но мотивация была уже совсем другая.
Киргизский социум в целом по-прежнему отличается высокой степенью клановости, местечковости. Это и определяло выбор избирателями кандидата – «своего» кандидата. Более того, в ряде избирательных округов, а таких округов в целом по всей Киргизии было не мало, соперничавшие между собой кандидаты, являвшиеся основными претендентами на победу, были представителями какой-либо одной из сторон, чаще всего со стороны власти, что отнюдь не уменьшило бескомпромиссности борьбы. Назвать эту борьбу «политической» невозможно даже с большой натяжкой, но высокий протестный фон был заметен, как говорится, невооруженным глазом.
Сумеет ли оппозиция раскачать ситуацию или все - таки власть сумеет удержать контроль в стране?
Аналитики по-разному оценивают нынешнюю внутриполитическую ситуацию в Киргизии. Одни считают, что ситуация складывается в пользу действующего президента. Исходят они из того, что в новый однопалатный парламент пройдут люди в большинстве своем лояльные действующему президенту Аскару Акаеву, что позволит ему и его ближайшему окружению и в дальнейшем разрабатывать сценарий сохранения власти без особой оглядки на оппозицию. Другие, наоборот, считают ситуацию взрывоопасной и непредсказуемой даже и в случае, если парламент - Жогорку Кенеш окажется полностью пропрезидентским.
Многие аналитики склонны считать, что результаты парламентских выборов в Киргизии смогут повлиять и на политическую ситуацию в регионе в целом, то есть, во всей Центральной Азии. Связывают это, как правило, с тем, что главной ценностью смены власти в Киргизии является сам прецедент: факт смены власти в Киргизии будет использован как «запал» в других центрально-азиатских республиках - Таджикистане, Узбекистане, но в первую очередь, видимо, в Казахстане.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции