Владимир Симонов, обозреватель РИА «Новости»
В окнах банка, что на первом этаже моего дома в Москве, висят наклеенные изнутри на стекло записки: «Пожалуйста, не курите под окнами, дым проникает внутрь, работать совершенно невозможно!» Дело в том, что сотрудникам банка запрещено курить на работе, они выходят на улицу, образуя плотные группки курильщиков на тротуаре, но и это раздражает их некурящих коллег.
В России все больше людей осознают пагубность курения. Однако борьбе с вредной привычкой еще предстоит стать приоритетной задачей властей, более озабоченных реформой системы льгот или модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, чем вредом, который наносит сигарета среднестатистическому россиянину.
Поэтому России пока не вошла в список из 76 государств, которые ратифицировали Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по контролю за табачной продукцией, вступившую в действие в минувшее воскресенье. (Впрочем, не ратифицировали ее и многие другие страны, в том числе Соединенные Штаты и Китай).
Но понимание российским правительством важности борьбы с всевластием табака уже привели к тому, что Россия, по словам представителя ВОЗ Дугласа Беттчера, «принимала очень активное участие» в международном обсуждении Конвенции.
Документ, вступившей теперь в силу, дает странам 3 года на то, чтобы ужесточить текст предупреждений о вреде здоровью, размещаемый на сигаретных пачках, и 5 лет, чтобы запретить рекламу и спонсорство табачных изделий. Кроме того члены Конвенции обязаны поднять налоги на табачную продукцию, усилить борьбу с контрабандой сигарет и принять меры, уменьшающие угрозу пассивного курения в общественных местах.
Многие российские эксперты считают, что антитабачная Конвенция, может быть, даже важнее Киотского протокола по борьбе с парниковым эффектом, к которому Россия уже присоединилась. Табак, эта вторая главная причина смертности после гипертонии, уносит а мире ежегодно 4,9 млн жизней, то есть сводит одного курильщика в могилу каждые 6,5 секунд. К 2020 году этот урожай смерти может возрасти вдвое до 10 млн, причем 70 процентов придется на развивающиеся страны.
В Россия традиция курения представляет собой, к сожалению, глубоко укоренившийся элемент национальной культуры. По данным Координационного центра по преодолению курения, созданного в министерстве здравоохранения России, от болезней, вызванных этой вредной привычкой, ежегодно умирает 300 тысяч россиян.
На российском примере удобно также изучать порочный круг взаимозависимости между курением и бедностью. Российские курильщики выбрасывают на сигареты до 15 процентов семейного бюджета вместо того, чтобы потратить эти деньги на образование, здравоохранение, питание.
Главу Координационного центра Татьяну Ткаченко особенно беспокоит популярность сигарет среди российских школьников. По ее словам, в старших классах школ крупных городов России курит до 46 процентов учеников и до 40 процентов учениц.
Вместе с тем ситуация с тучами табачного дыма, нависшими над Россией, далеко не безнадежна, считает Ткаченко. «По нашим данным, три четверти российских курильщиков хотели бы отказаться от опасной привычки, но не могут сделать этого самостоятельно», - говорит она.
Помочь им могли бы меры, предусмотренные Рамочной Конвенцией ВОЗ. То обстоятельство, что Россия пока не поставила под этим документом свою подпись, «не мешает ей стать членом Конвенции», - считает сотрудник ВОЗ Дуглас Беттчер. «Для таких стран предусмотрена процедура присоединения к Конвенции, которая подразумевает принятие всех положений документа сразу", - пояснил он агентству РИА "Новости".
В российских экспертных кругах, участвовавших в активном обсуждении Конвенции, разделяют мнение, преобладающее и среди западных специалистов: это безусловно важный документ, но он носит пока несколько «беззубый» характер. В Конвенции отсутствует то, что, по терминологии ООН, называют протоколами, то есть дополнительные договоренности, формулирующие жесткие нормы для отдельных областей соглашения.
Нет четкости и относительно конечных целей Конвенции. Скажем, если все рекомендации документа будут выполняться, потребление сигарет в мире будет падать ежегодно, по ожиданиям ВОЗ, на 1-2 процента. Достаточно ли этого? Следует ли расценивать такие результаты как успех? Россия, похоже, хотела бы получить ответы на эти принципиальные вопросы, прежде поставить под Конвенцией свою подпись.
Тем временем в стране нарастают антитабачные настроения бизнеса, общественных организаций и частных лиц. Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» уже более 2 лет как пытается ввести запрет на курение на всех своих рейсах. Пассажиры протестуют, но более-менее подчиняются. В Москве можно найти немало ресторанов и кафе вроде популярной сети «Coffee Bean», чьи владельцы считают, что запах табака убивает аромат изысканных блюд, не говоря уже о кофе, и идут на конфликт с посетителями-курильщиками. В табачной туче, нависшей над Россией, начинают проглядывать робкие проблески чистого неба.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции