Валерий Федоров, директор ВЦИОМа
Январско-февральская общенациональная повестка дня, сконцентрированная на процессе замены натуральных льгот денежными компенсациями, близка к исчерпанию. Россияне не только получили достаточно информации о законе № 122, но и выплеснули немало эмоций и по этому конкретному поводу, и по поводу социально-экономической политики правительства вообще. Момент острого интереса к этой теме заканчивается, и на смену разгулявшимся эмоциям приходят более рациональные, взвешенные рассуждения. Более спокойно и осмотрительно работает система СМИ. Появляется понимание того, что обсуждаемая проблематика носит локальный и, самое главное, решаемый характер.
Многие из тех, кто получил сегодня выплаты, осознают преимущества нового порядка, другие же смиряются с неизбежным, понимая, что возврата к прежней системе не будет. Реформа «расслаивается» по городам и весям, приобретает специфически местное измерение, что снижает вероятность продолжения и повторения общероссийской протестной волны. Показательно, что большинство россиян - 54% - считают, что ситуация уже стабилизировалась или этого следует ждать уже в самое ближайшее время.
Падает вера в результативность дальнейших массовых протестных действий. Только 8% опрошенных в середине февраля ожидали отставки правительства, 20% - отдельных министров, 21% - корректировки закона о монетизации льгот. Только 3% ожидают досрочных выборов президента. В то же время 39% полагают, что акции протеста ни к чему существенному не приведут и прекратятся в ближайшее время. Эта последняя группа растет медленно, но верно – почти на 7% за месяц.
Неприятный осадок, конечно, остался: до сих пор доля опрошенных, ожидающих ухудшения свого материального положения в связи с заменой льгот деньгами, находится на уровне 29%, а положительные последствия закона отмечает только каждый десятый. Просчеты по срокам выплат и размерам компенсаций, бюрократическая неразбериха и перекладывание ответственности друг на друга центром и регионами – все это, подогретое небывалым ажиотажем в СМИ, привело к массовой фрустрации, превращению проблемы льготников в общенациональную, реанимации выработанного в 90-е годы «антиреформаторского» условного рефлекса.
Тем не менее, по мнению россиян, «льготный кризис» мало сказался на отношении к В.Путину: 49% уверены, что оно не изменилось, 28% ожидает незначительного снижения доверия президенту. При этом по сравнению с концом января пессимистические ожидания заметно снизились – умеренно негативные на 7-8%, крайне негативные на 9-10%.
Полностью восстановился рейтинг поддержки президента – с 65% в середине февраля до 72% в конце месяца. Доверие к нему также вернулось на уровень декабря (50%). С чем может быть связана подобная метаморфоза?
Прежде всего, сама фигура президента в течение последних пяти лет ассоциировался в сознании россиян с уверенностью в завтрашнем дне, надеждами на порядок и стабильность. Неудивительно, что массовое сознание пытается сегодня сохранить этот «якорь». Когда на политическом поле, за исключением Владимира Путина, нет ярких фигур, когда кажется, что кругом начинают царить хаос и неразбериха, как в горячие девяностые, то традиционно возрастает доверие к единственному гаранту стабильности. А ведь именно стабильность как объединяющая ценность остается непреложным императивом для огромного большинства наших соотечественников. Хорошо ли, худо ли – но спокойно, без рывков, без потрясений – вот базовое требование россиян к государственной власти. Поэтому страх потери политической стабильности, подогретый массовыми протестными выступлениями, работает на выравнивание положения.
Свой позитивный вклад вносит и нормализация отношений России и США, ярко продемонстрированная саммитом в Братиславе. Укрепление международного положения нашей страны, рост ее престижа не только импонируют большинству россиян, но и неизменно ставятся в заслугу лично президенту, сумевшему выстроить неконфронтационные отношения с крупнейшей мировой державой без ущерба для собственных интересов, суверенных прав и самостоятельной позиции России.
Постепенно перестает работать и негативный «новостной фильтр», характеризовавший на протяжении последнего времени мировосприятие значительного числа наших сограждан. В кризисные периоды современной истории России – будь-то трагедия с «Курском», Дубровка, Беслан – общество погружалось в казавшийся бездонным пессимизм. Обычно этот период тотального негативизма длился не более двух-трех месяцев. Но после Беслана он оказался неожиданно длинным – обществу просто не дали опомниться, нагрузив его опасно знакомым хаосом в соседней Украине, затем - призраком возвращения инфляции, а в довершение всего – первой за пять лет социально чувствительной реформой, да еще такой, что затронула большое количество неработающих граждан, располагающих большим количеством свободного времени, но минимальными возможностями самостоятельного заработка.
Только сейчас, после пяти месяцев плохих новостей, появляются признаки того, что фильтр начинает работать в обратную сторону – люди просто устали ходить в «черных очках». Очевидно, что ситуация остается непростой, и ее дальнейшее развитие будет во многом зависеть от грамотных и выверенных действий правительства. В том числе это касается и повышения информированности населения о предпринимаемых мерах и о предстоящих реформах.
События января и февраля усилили априорный скепсис россиян по отношению к социальным реформам и новым инициативам правительства – это один из печальных итогов, который также необходимо преодолевать эффективной работой с населением, прежде всего на региональном и местном уровне. Людям нужна не мозаика, а цельная картинка, четкое понимание последствий идущих преобразований, прежде всего, применительно к их материальному положению и будущему их детей.
Еще один важный момент – реформы не должны идти одна за одной, людям необходима небольшая передышка. Вслед за монетизацией россиян ожидает реформа ЖКХ, образования, здравоохранения, а затем начало муниципальной реформы и т.п. Если и они будут проведены без необходимой подготовки, то можно ожидать новых всплесков выступлений, как говорится, «на старые дрожжи». В случае же, если правительству удастся избежать ошибок с поспешной реализацией реформ без профессиональной и доходчивой информационной политики, можно будет ожидать более спокойной и адекватной реакции и со стороны населения.