Лариса Саенко
БЛАГОВЕЩЕНСК (Башкирия), - РИА "Новости". Башкирский Благовещенск - небольшой 35-тысячный городок из разряда депрессивных. Сорок километров от Уфы через дымящие трубы промзоны - и вот он, Благовещенск, сегодня чаще всего упоминаемый с эпитетом "избитый".
В ответ на столкновение нескольких местных жителей с нарядом милиции, отряд ОМОНа в масках в течение трех дней задержал сотни людей, более ста из которых уже официально признаны пострадавшими.
Дорога из квартала унылых "хрущоб" скатывается в низину утопающего в сугробах частного сектора. Где в городе расположен центр, местные жители затрудняются определить: кто-то говорит - там, где больница, кто-то указывает на клуб "Фараон" - коттедж из стекла в стиле модерн, прилепившийся к панельной пятиэтажке.
Именно в этот клуб возвращался и возвращался ОМОН, чтобы забрать новую порцию подозреваемых в причастности к избиению милиционеров.
Редакция газеты "Зеркало" разместилась во дворе "Фараона" - и девчонки из частной газеты стали первыми очевидцами омоновской "профилактики".
"Вот прямо к этой стенке всех ребят их клуба ставили... Страшно было, и мы все время ждали, что и нас заодно разгромят", - рассказывает Оксана Асеева, только начинающая журналистскую карьеру.
Возможно, слухи о благовещенской "зачистке" не вышли бы за границы райцентра, если бы не это самое "Зеркало", частный еженедельник с тиражом всего 999 экземпляров, посвятивший весь номер событию, которое потрясло город.
"Номера "Зеркала" не осталось ни одного, но возьмите исковое заявление - здесь почти переписана вся наша газета", - протягивает копию ОМОНовского иска Вероника Шахова, редактор "Зеркала".
ОМОН Благовещенска обратился в суд, требуя от еженедельника возместить один миллион рублей "за нанесение ущерба деловой репутации".
Репортаж "Три дня, которые потрясли город", действительно, работает не на престиж милиции.
"На вопрос, по какому поводу забирают, отвечали ударом дубинки", "побили, всю ночь заставили стоять у стенки", "в автобус , переполненный людьми, брызгали из газового баллончика, сами выходили и ржали над нами", "заставляли вставать на колени и кричать "я люблю милицию" и при этом били" - так описали происшедшее газете жертвы "профилактики".
"Мы понимали, что должны рассказать городу правду - как это было", - объясняет 25-летняя Вероника, хрупкая голубоглазая блондинка, совсем недавно вставшая у руля еженедельника.
И Шахова, и Асеева признаются, что после встреч со многими высокопоставленными московскими чинами МВД, приезжавшими в их город на разбирательства, они просто плакали от обиды и безысходности.
Но в редакцию - обычную однокомнатную квартиру с единственным компьютером, продолжали поступать звонки, приходить люди, которые надеялись на их поддержку.
"Это позже к нам приехали московские правозащитники. А в те первые дни казалось, что мы одни на всем свете перед глухой стеной. Так думал и каждый из потерпевших, не зная, где же искать защиты, если тебя избили в милиции. Так мы объединялись", - рассказывает Вероника.
Людмила Алексеева, руководитель Московской Хельсинской группы, которая по горячим следам приехала в город, настроена оптимистично. "Мы вцепились как бульдоги и не отступимся до тех пор, пока не будет восстановлена справедливость - мы требуем отставки главы МВД Башкирии Рафаэля Диваева.", - сказала Алексеева РИА "Новости".
Башкирская оппозиция к требованию московских правозащитников добавляет собственное - отставку президента республики Муртазы Рахимова.
В минувшую субботу колонна преимущественно пенсионеров по тротуару мирно прошла через всю Уфу под лозунгом "Страха нет", требуя не только восстановления льгот, но и правды о Благовещенске. Такие шествия в диковинку в тихой Башкирии.
"На этой теме определенные группы пытаются раскачать политическую ситуацию, но это не добавит им политического веса... Надо, чтобы были наказаны виновные и с одной стороны, и с другой. Я имею в виду милиционеров, которые превышали свои полномочия, и зачинщиков, которые глумились над стражами порядка", - сказал РИА "Новости" Ростислав Мурзагулов, пресс-секретарь президента Башкирии.
Благовещенская история пока не закончена - расследование продолжается. Сегодня Благовещенск знают все, а ход следствия взят под контроль Кремлем.
Благовещенцы, которые в феврале голодали в Москве на Пушкинской площади, недавно вернулись домой. Девчонки из "Зеркала" встречали их с плакатом "Мы вас любим" - сейчас он прибит к входной двери редакции.
Избитые активисты благовещенского сопротивления сегодня не выглядят ни потерянными, ни униженными, хотя признаются, что на них по-прежнему еще пытаются "давить", чтобы они сняли свои требования. Некоторые действительно отошли в сторону - непривычно, а порой и не безнаказанно в глубинке перечить властям.
"Но я не хочу прощать. Если мы простим - это повторится в другой раз, но уже страшнее", - говорит сварщик Александр Кулаков.