МОСКВА, 1 мар - РИА "Новости". Минфин и Минэкономразвития РФ отвергли предложения аппарата правительства России по использованию средств Стабфонда, в частности, для компенсации выпадающих доходов бюджета в случае снижения НДС до 13%. Об этом говорится в предложениях двух министерств, которые во вторник должны быть направлены в правительство.
"В случае компенсации за счет средств Стабилизационного фонда РФ выпадающих доходов федерального бюджета в результате снижения ставки НДС до 13% ежегодный дефицит федерального бюджета в 2006-2008 годах может составить 3-4% ВВП", - говорится в документе, текст которого имеется в распоряжении РИА "Новости".
Кроме того, в результате снижения удельного веса налогов, не зависящих от цен на нефть, увеличится зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, отмечается в документе.
Так, в 2006 году, по расчетам двух министерств, доля налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета в случае снижения НДС до 13% возрастет с нынешних 32,5% до 36,8%.
"Возрастет также зависимость бюджета от внешних заимствований. Переход к дефицитной бюджетной политике снизит суверенный рейтинг России и, соответственно, увеличится стоимость обслуживания внешнего долга, сокращая в реальном выражении непроцентные расходы бюджета", - говорится в документе.
По расчетам двух министерств, для рефинансирования внешнего долга потребуется ежегодно привлекать около $10 миллиардов, что приведет к резкому росту доходности вновь выпускаемых ценных бумаг и в результате к снижению инвестиционного спроса и замедлению экономического роста.
Кроме того, отмечают авторы документа, обеспечение целевых ориентиров по темпам роста ВВП, уровню инфляции, укреплению рубля в среднесрочной перспективе накладывают ограничения по размеру расходования средств Стабфонда.
"Расчеты показывают, что использование средств Стабилизационного фонда РФ в сумме около 400 миллиардов рублей в условиях 2005 года приведет к увеличению денежной массы дополнительно примерно на 8%", - говорится в документе. Таким образом, годовой прирост денежной массы может составить 36% вместо прогнозируемых 26-30%, что увеличит инфляцию примерно на 1,5 процентных пункта, отмечается в предложениях министерств.
Кроме того, при использовании средств Стабфонда на непроцентные расходы или на замещение выпадающих доходов бюджета реальный эффективный курс рубля в 2005 году может увеличиться на 1,5-2 процентных пункта, что снизит конкурентоспособность российских товаров и повысит спрос на импортные товары, полагают авторы документа.
Расчеты показывают, что снижение ставки НДС до 13% при условии сохранения сложившихся пропорций распределения собственных средств предприятий приведет к увеличению темпов роста ВВП на 0,28 процентных пункта, отмечается в документе. "В условиях сокращения расходов федерального бюджета на сумму выпадающих доходов эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный (в размере до 0,1 процентного пункта ВВП)", - подчеркивают в МЭРТ и Минфине.
"Таким образом, проведенный анализ показывает, что снижение ставки НДС до 13% не окажет существенного влияния на экономический рост, - констатируют авторы документа. - Вместе с тем, реализация данной меры значительно повышает риски в проведении бюджетной политики в среднесрочной перспективе - возрастает зависимость бюджета от цен на нефть, бюджетная система становится неустойчивой даже при умеренных ценах на нефть".
Минфин и МЭРТ также не поддерживают предложения аппарата правительства использовать средства Стабфонда на увеличение уставного капитала ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК) и госгарантий по ипотечным облигационным займам, предоставление госгарантий на государственную поддержку экспорта промышленной продукции, развитие инновационных проектов и стимулирование выпуска высокотехнологичной продукции. В документе подчеркивается, что все эти вопросы решаются за счет федерального бюджета.
Так, на увеличение уставного капитала ОАО "АИЖК" в бюджете 2005 года предусмотрено 700 миллионов рублей, а на предоставление государственной гарантии по ипотечным заимствованиям - до 4,7 миллиарда рублей.
На предоставление госгарантий на государственную поддержку экспорта промышленной продукции в текущем году предусмотрено выделить из бюджета до $600 миллионов.
"Вопросы развития инновационных проектов, стимулирования выпуска высокотехнологичной продукции будут решаться в рамках реализации механизма использования средств федерального бюджета для финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов, их отбора и мониторинга", - отмечают авторы документа.
По их мнению, реализация данных предложений по использованию средств Стабфонда "приведет к замедлению экономического роста и невозможности реализации поставленной задачи по ускорению темпов прироста ВВП".
"Учитывая изложенное, данные предложения не поддерживаются", - говорится в документе.