- Как проходит подготовка договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Чеченской республикой? Когда можно будет выйти на подписание этого документа?
- Во-первых, подготовка такого серьезного документа, безусловно, требует времени. Конечно, если бы не известные трагические события, имевшие место в республике в мае прошлого года, мы наверное, вышли бы уже на подписание этого договора или договор был бы подписан. Это одна из объективных причин, почему подписание договора несколько затянулось. Тем не менее, мы очень серьезно проект этого договора дорабатывали и редактировали в комиссиях Южного федерального округа, в нашей комиссии. В результате большой кропотливой работы, которая проделана, этот договор в рабочем варианте, насколько я проинформирован, на следующей неделе должен быть представлен полномочному представителю президента в ЮФО. И соответственно, после проработки, изучения и ознакомления выходим на федеральную комиссию. Она тоже принимает участие в подготовке этого договора.
В самом договоре, вопреки тем досужим домыслам, той критике, которая посыпалась со стороны некоторых средств массовой информации, ничего революционного нет. Это такой же договор, который подписывался с другими субъектами Российской Федерации, примерно такого же плана, характера и такого же содержания. Я неоднократно говорил, что содержание, пункты и смысл этого договора не выходят за рамки Конституции РФ и Конституции Чеченской республики, по крайней мере, в том рабочем проекте, который мы на сегодня имеем. Безусловно, каких-то особых политических условий, даже особого политического статуса, мы в договор не закладываем. Несмотря на то, что некоторые расписали так, мол, "в проект заложили то, о чем не мог мечтать Басаев" и так далее... Ничего особого из политической составляющей в этом договоре нет.
- А экономическая составляющая проекта?
- Вот экономическая составляющая - здесь мы бы хотели, опять таки, с учетом нашей достаточно сложной социально-экономической ситуации... Все мы понимаем, что для того, чтобы эту ситуацию вывести в ближайшее время на, хотя бы, среднероссийский уровень, нужна очень большая и кропотливая работа, нужны достаточно большие инвестиции. А инвестиции приходят туда, где есть определенная, хотя и с риском связанная, но экономическая выгода. То, что сегодня государство выделяет на восстановление экономики и социальной сферы, к великому сожалению, далеко недостаточно. И есть необходимость привлечения частного инвестора, компаний и бизнесменов, а для них нужна соответствующая экономическая составляющая, экономическая база. Здесь и выплаты, связанные с льготным налогообложением, и соответствующие транспортные льготы, здесь можно говорить о таможенных пошлинах и, безусловно, нужно говорить о вопросах стабильности и безопасности. То есть, вопросов много. И по линии экономической составляющей этого договора мы готовим специальный пакет соглашений. Их нам нужно будет подписывать на уровне федеральных министерств и ведомств, а также с естественными монополиями в стране. Многие вопросы экономического восстановления прямо или косвенно связаны с той деятельностью, которой занимаются естественные монополии в республике. То есть экономическая составляющая этого договора достаточно многогранна, но в целом не выходит за рамки Конституции. Мы не просим того, что не прописано в конституции, того, что не прописано федеральными законами. Я уверен, что подавляющее большинство российского гражданского общества заинтересовано в том, чтобы многонациональный народ чеченской республики как можно быстрей вышел из этого кризиса. И чем динамичнее будет развиваться, чем спокойнее будет обстановка в республике, тем спокойнее, на мой взгляд, в целом в будет стране. Не бывает так - если в Чечне плохо, у остальных хорошо. Государство - это единый организм. Если какая-то часть больна, наверное, надо сделать все, чтобы эту часть вылечить и тогда тело будет более жизнеспособно.
- Согласно оценкам, сколько необходимо средств для восстановления разрушенного во время боевых действий в республике?
- Суммы астрономические и сейчас мы не питаем себя иллюзиями, что нам дадут такие суммы. Могу сказать, например, об одной отрасли. Возьмем агропромышленный сектор. Ущерб, нанесенный аграрному сектору за эти десять - двенадцать лет - порядка 220 миллиардов рублей. Я здесь имею в виду все направления сектора - и животноводство и мелиорацию, и зерновые, и ветеринарию. Чего не коснись - какой бы области агропромышленного сектора - везде за эти годы, к великому сожалению, все только ломалось и рушилось.
- Как вы видите будущее такого важного сектора республиканской экономики как нефтедобыча и нефтепереработка?
- Сегодня ни для кого не секрет, нефтяная отрасль - это основная бюджетообразующая отрасль, которая приносит порядка 90% доходов в республике.
Безусловно, на эту отрасль мы возлагаем большие надежды. Если говорить о сегодняшнем состоянии этой отрасли, то к великому сожалению, нас многое не устраивает: как и в какой ситуации эта отрасль находится.
Мы начинали где-то с 40 - 200, тысяч тонн нефти в год, то сегодня уже в 2004 году добыто порядка двух с лишним миллионов тонн нефти. Сегодня практически механизм добычи этой нефти не затратный - добывается, в основном, фонтарирующая нефть. И каких-то особых вложений в развитие нефтяной отрасли, к сожалению, пока не вкладывается.
Это вызывает у нас определенные опасения. Это основная отрасль на сегодняшний день, за счет которой складывается бюджет республики.
Мы не проводим разведку новых месторождений. Не проводится работа по разведке залежей нефти в более глубоких пластах, где в советское время были неплохие прогнозы залежей нефти. Это одна сторона, которая нас беспокоит. Вторая сторона - это нефтепереработка.
Нефтепераработка сегодня практически не реанимируется практической работой: конкретной работой по возрождению нефтеперерабатывающего комплекса республики не проводится. Справедливости ради надо отметить, что за последнее время на встречах председателя правительства с руководством нефтяной компании "Роснефть" этот вопрос был обозначен, и мы заявили о своем желании перерабатывать свою нефть хотя бы для внутреннего пользования, внутреннего рынка. Это, прежде всего, для нас рабочие места, своевременное снабжение бензином и так далее.
Есть пока вопросы, связанные с теми доходами, которые идут от реализации нашей нефти. Эти вопросы нам нужно обсудить. В преддверии совещания акционеров, которое должно происходить в мае месяце, мы хотим немного пересмотреть условия нашего договора. Есть вопросы по постановлению правительства, где расписаны те обязательства, которые несет на себе "Роснефть", те обязательства, которые лежат на правительстве республики по пользованию и реализации нефти, добываемой в Чечне. Там конкретно расписано кто за что отвечает. В этом постановлении прописаны ряд обязательств, которые пока не выполняются. Мы хотим, чтобы мы четко для себя обозначили, кто за что отвечает. И мы хотим, чтобы все доходы, которые идут от реализации нефти мы знали, а также четко могли регулировать и принимать участие в распределении тех доходов, которые получает НК "Роснефть" за реализацию этой нефти. Почему мы заостряем внимание на нефтяной отрасли? Потому что это основная бюджетообразующая отрасль республики. И если мы сегодня будем вольно подходить к распределению доходов от нефти, нас не совсем правильно поймут. В целом, мы не хотим строить свою экономику только на нефтяном бизнесе. Экономика должна быть разносторонней. Наверное, сегодня надо больше обращать внимание на более наукоемкие технологии.
- Расскажите о процессе выплат компенсаций за уутерянное жилье и имущество жителям республики. По Вашему мнению, не был ли этот процесс затянут?
- В основе того, что мы затянули процесс выплат компенсаций, лежит не совсем правильный подход и не совсем правильно принятое решение при определении перечня разрушенного жилья. Это такие факты, когда один дом записывали как один разрушенный объект и не учли всех жителей, которые в нем проживали. Поэтому так получилось, что была определена цифра - 39 тысяч объектов. И когда эта работа начиналась, видно никто ей особого значения не придавал. Думали: кто сейчас будет выплачивать и так далее. Надо признаться, что, когда создавали этот перечень - количество разрушенного жилья и объектов - изначально, к сожалению, подошли несколько поверхностно.
Второе. Есть факты нарушения процесса выплат компенсаций. Есть попытки мошеннических действий, незаконного получения этих денег. Поэтому при жизни Ахмада Кадырова процесс выплат компенсаций приостанавливался трижды. Как только начинался процесс - начинались жалобы. Начинаем проверять - в каких-то случаях подтверждается, в каких-то - нет. Фактически стабильная выплата компенсаций началась с августа 2004 года. Все компенсации, которые выплачены - 39 тысяч - они выплачены фактически с августа. Конечно, к глубокому сожалению, как и во всех других субъектах Федерации, есть факты нарушения закона. И прокуратура республики и правоохранительные органы такие факты расследуют.
Но нужно посмотреть, как же готовились те материалы, которые явились впоследствии основанием для компенсационных выплат.
Членами комиссий, которые приезжали и определяли степень разрушений, были и сотрудники правоохранительных органов МВД России, Госстроя России. И тем не менее, в конечном итоге остаются виноваты президент и председатель правительства республики. Хотя всю предварительную работу в основном проводят федеральные чиновники. Документы, дающие право на получение компенсаций, также готовят члены этих комиссий.
Также поднимались вопросы, связанные с финансированием восстановительной программы Чеченской республики. А федеральная целевая программа - кто был ее заказчиком? Федеральные министерства. И, прежде всего, Госстрой. Они являлись заказчиками, они определяли подрядчиков, они финансировали. Давайте сделаем так: отдайте эти деньги республике и спросите с меня, куда эти деньги ушли. Вот тогда я буду знать, что, если эти деньги не освоены, тогда надо спросить с меня, а я буду спрашивать с тех, кому эти деньги отпускались.
Сегодня вопрос о передаче функций заказчика и застройщика с некоторыми федеральными министерствами решен, а с некоторыми решается. Но этот процесс должен быть как можно быстрее закончен. Я не сторонник того, чтобы строительством в Чечне занимались только местные жители. Должна быть конкуренция. Но тогда за те деньги, которые отдают федеральным министерствам - пусть они отвечают за те объемы финансирования и те объекты, которые они получили для восстановления. А у нас сейчас получилось: все деньги шли через федеральные министерства, а "черной дырой" стала Чеченская республика. А простой обыватель не знает, он думает: все чеченцы воруют. Для меня вполне резонен вопрос: если эти министерства отвечали за качество, за объемы работ, если подрядные организации были их, так почему на таком уровне процесс восстановления республики?
- Ранее Ахмад Кадыров заявлял о том, что будет создана комиссия по расследованию причин, послуживших началом трагических событий в республике. Насколько известно, такая комиссия была создана и начала работу. Будет ли ее деятельность продолжена?
- Выводы о причинах произошедшего нужно высказать и довести их до людей. В республике и за ее пределами. Что касается виновников трагедии, касающейся Чечни, здесь, безусловно, эта работа идет и продолжается. Мы все должны отдавать себе отчет, что к процессам, в которые была вовлечена Чеченская республика, имели отношение не только национал-патриоты, и их кто-то, наверное, направлял, поддерживал и помогал. К великому сожалению, отдельные круги в России - сознательно или бессознательно привели к той ситуации, которую мы на сегодня имеем. Мы начинаем эту работу (работу комиссии) не для того, чтобы в очередной раз "пропиариться". Нам нужно дать эту оценку для того, чтобы через 40-50 лет подобное не произошло.
Вот посмотрите - действовавший XIX веке предводитель Шамиль, который и сегодня некоторыми почитается как руководитель национально-освободительного движения. А я помню, что когда я был еще пацаном, столетние старики рассказывали, что он из себя представлял и сколько из-за него было уничтожено чеченцев и ингушей. Если бы не было движения мюридизм, если бы не было этой войны, то, наверно, и население Чеченской республики было намного больше, чем сегодня. Наверно, и уклад жизни, и экономические процессы активнее и быстрее пошли бы еще в те времена. И вот точно так же - как через 50 лет будут говорить о Басаеве? И сегодня, используя конкретные факты, нужно писать и говорить о том, к чему привели Масхадов, Басаев, Яндарбиев и другие чеченский народ.
- У Вас очень напряженный график работы. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
- Сказать, что я располагаю большим количеством свободного времени, было бы неправильно. Если есть свободные минуты - в 12 ночи, когда я примерно освобождаюсь, хотя бы полчаса посмотреть телевизор. Со временем туговато, если говорить серьезно. Проблем в республике очень много. Но думаю, года через два, когда мы выстроим систему управления республикой, когда каждый руководитель на своем месте будет решать хотя бы 60 % проблем, тогда у руководителя республики, наверно, будет побольше времени. А сейчас все вопросы напрямую идут к президенту. В лучшем случае к вице-премьеру. А эту схему нужно поломать. Если нет цельной, выстроенной системы работы, ни один руководитель не сможет объять необъятное и уследить за всем.
Почему мы с этого года перешли на двухуровневый бюджет? Да, тяжело, да, мало сегодня средств у глав районов. Но он (глава района) сегодня уже заинтересован, чтобы его налогообразуемая база с каждым месяцем возрастала, потому что он знает: от того, сколько предприятий и физических лиц у него будут платить налоги, чем больше будет бизнесменов, торговых точек, зависит напрямую бюджет района. И он уже будет заинтересован в том, чтобы помочь конкретному человеку в организации торговой точки.
Конечно, со временем мы определимся и с трехуровневым бюджетом. Это перспектива не завтрашнего дня, но тем не менее. Вопрос о муниципальных образованиях - он даже сегодня тоже стоит у нас на повестке дня - как эти образования сделать дееспособными.
- Какому виду спорта Вы отдаете предпочтение в свободное время?
- Вообще-то я раньше увлекался всем, и легкой атлетикой, и футболом. Потом отдал предпочтение единоборством, занимался вольной борьбой, дзюдо, самбо, карате. Стал мастером спорта Советского Союза в свое время. Самые любимые виды спорта, безусловно, - это вольная борьба, дзюдо и бокс.
- Как в целом вы оцениваете ход процессов восстановления республики?
- Вообще, жизнь в республике, по моему мнению, в настоящее время налаживается. Мы открыли ряд новых поездных маршрутов, не только внутренних, но и между Чечней и другими республиками. Наши междугородные автобусы ездят по всей России. В этом году мы, надеюсь, все-таки решим вопрос об открытии аэропорта в Грозном.
Что бы не говорили, даже в этом году из запланированных 199 вводных объектов мы ввели 127. Да, есть вопросы качества, но, тем не менее, эти объекты вводятся в строй. Это тоже о чем-то говорит. Рабочие места - сахарный завод, птицефабрики. Мы в этом году добились инвестиций для новых заводов. Есть договора по запуску сборки автомашины ЗИЛ в Чеченской республике, и есть конкретные договорные обязательства. И вы увидите, что на базе шасси ЗИЛа будем выпускать спецмашины непосредственно в Грозном. То есть при всем том, что многое не получается и много недостатков, тем не менее, определенный фундамент для экономических преобразований в республике мы заложили. И если бы не было субъективных факторов, я знаю, безусловно, эти процессы пошли бы куда быстрее.
Но невозможно, чтобы люди, которые 10-12 лет вырастали в сплошном беззаконии, на насилии и жестокости, люди, даже перешедшие на нашу сторону, сегодня в одночасье стали бы полностью законопослушными гражданами - этого не бывает. Если мы хотим новых витков эскалации ситуации в республике - да, можно начать гонения на перешедших на нашу сторону молодых ребят. Тогда можно вернуться к тому, с чего мы начинали. Много недовольных граждан, в том числе и тем, что не соблюдаются законы и так далее. Но я не хуже любого человека эти проявления вижу, и знаю, что это процесс не такой скорый, как нам кажется. Я убежден, что нужно предпринимать, в том числе и жесткие меры, для того, чтобы вот таких проявлений, связанных с нарушением закона, с каждым годом становилось все меньше. А для этого нужно работать.