Политический обозреватель РИА «Новости» Арсений Палиевский
Неожиданная смерть Зураба Жвании нарушила хрупкий баланс сил между «ястребами» и «голубями» во властной элите Грузии.
Новоназначенный премьер Зураб Ногаидели, хотя и принадлежит к славившейся своей умеренностью команде покойного премьера, однако не обладает достаточным политическим весом для того, чтобы проводить самостоятельную политику. Поэтому едва ли ему удастся сохранить команду своего предшественника.
Нино Бурджанадзе, игравшая на отношениях Саакашвили – Жвания, в последнее время также сильно сдала свои позиции. Ибо уход из жизни одного этих политиков резко сузил пространство для маневра. Что касается парламента, то он ей тоже не опора, поскольку практически полностью контролируется президентом. Таким образом, попытка вести самостоятельную игру может стоить ей кресла спикера. Кроме того, как сообщают источники РИА «Новости», правоохранительные органы Грузии уделяют пристальное внимание ее отцу.
Получается, что с распадом, казалось бы, устойчивого треугольника Саакашвили - Жвания - Бурджанадзе, альтернативы которому не предвидится, президент Грузии оказывается в «доме без зеркал». Поскольку кроме отсутствия классической системы сдержек и противовесов, а также сколь бы то ни было значимой оппозиции, - теперь уже и в ближайшем окружении президента не осталось влиятельных политических фигур, способных сдерживать своего порой импульсивного лидера.
Напротив, после трагической гибели Зураба Жвании, акции «ястребов», выступающих за силовое разрешение внутригрузинских конфликтов, резко пошли вверх. Их неформальным лидером принято считать действующего министра обороны Ираклия Окруашвили. В настоящее время он, в частности, занимается «чисткой рядов» командного состава Вооруженных Сил Грузии.
По общему мнению, опрошенных РИА «Новости» экспертов, минобороны старается назначать на ответственные посты лично преданных ему людей, более или менее известных на Западе. Последнее обстоятельство продиктовано переходом армии на стандарты НАТО.
По мнению руководителя Центра военного прогнозирования, Анатолия Цыганка, «Окруашвили не нашел общего языка с кадровыми военными. И нынешняя «чистка» преследует две цели. Первая цель – освободиться от сторонников бывшего премьер-министра Зураба Жвании, а вторая, - установить личный контроль над армией, которая не является сторонницей силового решения конфликтов, как с Южной Осетией, так и с Абхазией».
И хотя на боеспособность армии эти перестановки серьезного влияния не окажут, поскольку, по оценкам военных аналитиков, она (боеспособность) и так находится на низком уровне, опасность в другом, – военная политика Грузии становится все менее предсказуемой.
По мнению Анатолия Цыганка, вероятность реализации силового сценария в первую очередь в отношении Южной Осетии, исключать нельзя. При этом эксперт оценивает вероятность такого гибельного поворота событий как 50 на 50.
Однако вспомним, что в начале 90-х грузинские лидеры, - сначала Гамсахурдия, а затем и Шеварднадзе, – уже неоднократно предпринимали попытки ведения «маленьких победоносных войн» на своей территории. Все эти военные авантюры, правда, оборачивались трагедиями. Конец лидеров – бесславием. Хочется верить, что история все-таки чему-то нас учит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции