Рождение демократической партии нового типа, судя по результату последнего заседания «Комитета-2008, откладывается еще на одну-две недели.
Судьбоносная встреча проходила при закрытых дверях. Кое-какая информация просочилась в прессу, но ее оказалось немного. В новостных выпусках НТВ было несколько «телекартинок» с выставки. Портреты видных демократов (Немцов, Каспаров, Хакамада, Иваненко) чередовались с крупными планами оживленных журналистов (Пархоменко, Муратов, Шендерович). Мелькнул старейшина российского либерализма Александр Яковлев. На редких общих планах можно было заметить человека, то ли сильно углубившегося в себя, то ли просто задремавшего.
Отдельной строкой стоит выделить появление опоздавшего часа на полтора Григория Явлинского. То было явление. Видеокамеры засекли лидера «Яблока» уже в дверях. Он на ходу снимал пальто, которое кто-то услужливо подхватил, потом деловито прошел к столу, где другие демократы потеснились, чтобы дать место ожидаемому и вместе с тем нечаянному гостю.
Что там, за закрытыми дверями, дальше происходило – догадаться не трудно. И о чем говорилось – понятно. Не бином Ньютона. Спор, скорее всего, был о том, что предпочтительнее: создавать совершенно новую партию на ровном месте с новым лидером или объединиться организационно на базе той партии, которая имеет какую-никакую структуру с раскрученными брендом и лидером.
Судя по последней информации, остановились на последнем. Дело за выработкой условий и механизмов сплочения демократических сил вокруг «Яблока», которое, возможно, переименуют в «Грушу» (шутка Явлинского).
…Процесс объединения демократических сил все больше напоминает одну из крыловских басен. Вот только не сразу поймешь, какую: «Квартет» или «Лебедь, рак и щука»… Пожалуй, что обе: и играть не умеют, и в разные стихии тянут воз либерализма.
Явлинский, похоже, психологически смирился с ролью вечного кандидата в президенты. Похоже, что он готов удовлетвориться титулом «самого честного политика на Руси». У него вид человека, исполнившего долг, а если что не так, то вопрос не к нему, а к электорату.
И Хакамада больше не обольщается относительно своего политического будущего; она готова удовольствоваться званием «самого стильного политика». Немцову, вроде бы, ничего больше и не надо, как мелькать в политической тусовке.
А где же честолюбивые и харизматичные дублеры? Есть парочка. Это Рыжков и Каспаров. Но они беспартийные. У них выбор: либо влиться в ряды «Яблока» или СПС, либо…
Демократы – люди все приличные, порядочные, разумные, все желают добра своему народу, а поладить меж собой все никак не могут. Сторонним наблюдателям кажется, что главная проблема в личных амбициях лидеров и в том, что они «не так расселись». «Послушались Осла: уселись чинно в ряд; а все-таки, Квартет нейдет на лад».
«Комитет – 2008» проведет еще не одно заседание с повесткой: «Кому и как сидеть».
Смею, однако, предположить, что амбициозные страдания видных демократов – только рябь на воде. Глубинные причины разброда и шатаний в самом демократическом движении.
Демократы старого призыва не против продолжить политическую борьбу в легальных рамках и в парламентских формах, побороться за места в парламенте, затем – за должность президента… Отсюда и усилия подружить Ивана Иваныча Чубайса с Иваном Никифоровичем Явлинским.
Демократы новой волны отдают отчет в том, что все это пустое, что, в лучшем случае, они наберут свои 7% на грядущих выборах. А им сегодня невтерпеж. Строить же с нуля собственную партию – дело долгое, к тому же кропотливое и дорогое. Можно и не поспеть к очередному празднику народовластия, то есть к выборам.
Их шанс – это народная революция, на которую, в частности, сильно надеется господин Каспаров, как можно было понять из его недавнего интервью иностранной газете.
Если завтра революция, то все эти тактические маневры, хитроумные интриги по сближению позиций демократов разных оттенков, поиски точек соприкосновения между ними – мышиная возня, мертвому припарки и махание кулаками вместо драки.
Тут надо думать о союзах не внутри демдвижения, а за его пределами. Недавно и призыв прозвучал. В колонке главного редактора «МН» можно прочесть: «"…Дилемма Нины Андреевой" встала теперь перед либералами: сохранить идейную чистоту, превратившись в маргиналов, или всерьез начать работу над созданием союзов, вчера еще немыслимых?».
По части их заключения журналист советует учиться не у Андреевой, а у Ленина и Сталина, не брезговавших братанием ни с Махно, ни с Парвусом, ни с чертом, ни с дьяволом…
Те не брезговали, а эти чего смущаются?
Понятно, что квартет-комитет, составленный из Рогозина, Зюганова, Лимонова и Макашова, мог бы такое сыграть…
«Тогда пойдет уж музыка не та («На бой кровавый, святой и правый». Или левый?..): у них запляшут лес и горы». Это и будет музыка революции. Какой? Нетрудно догадаться. Сегодня под сомнением оказались обе идеологии – как правая, так и левая. Ни свобода слова, ни коммунистическая утопия больше не увлекают массы. Но, с другой стороны, революции безыдейными не бывают. Потому националистические настроения, спонтанно прорывающиеся на поверхность нашей общественной жизни и специально провоцируемые отдельными гражданами и движениями, мало-помалу сбиваются в националистическую идеологию.
Мыслим ли союз либералов с этим чертом и дьяволом? Ну хотя бы по тактическим соображениям?..
Членам Комитета-квартета на своем следующем заседании надо бы решить, не кто и как сидеть будут рядом с первой скрипкой Явлинским, а куда им плыть? В революцию или в демократию?
Или они думают, что революция – это такая промежуточная станция на пути к «предельному либерализму» (выражение Еленина)?
Мы ее проезжали. И не далеко от нее уехали.
В жизни случаются такие природные курьезы… Лебедь, который рвется в облака, оказывается на деле раком, что пятится назад.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции