Политический обозреватель РИА «Новости» Арсений Палиевский
Вопрос о размещении иностранных военных баз на территории Грузии – один из наиболее острых в двусторонних российско-грузинских отношениях. Завтрашний визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Тбилиси едва ли расставит все точки над i.
Стороны заняли однозначные позиции – Россия требует юридических гарантий неразмещения на территории Грузии иностранных военных баз. В то же время официальный Тбилиси утверждает, что публичных вербальных заверений первых лиц грузинского руководства о неразмещении баз должно быть вполне достаточно для того, чтобы закрыть этот вопрос.
Так, на днях глава внешнеполитического ведомства Грузии Саломэ Зурабишвили в очередной раз подтвердила, что Грузия «не будет размещать на территории страны иностранные военные базы». Она напомнила, что «президент Грузии официально заявил, в том числе и с трибуны ООН, о том, что после вывода российских военных из Батуми и Ахалкалаки Грузия не будет размещать какие-либо иностранные военные базы в стране». При этом министр подчеркнула, что Тбилиси «готов еще раз подтвердить свое решение о неразмещении в стране иностранных военных баз на самом высоком уровне - на уровне НАТО, Евросоюза и т.д.»
Однако Зурабишвили отметила, что для Грузии «неприемлемо предложение России записать такой пункт в новом рамочном грузино-российском договоре». «Если мы хотим установить новые и добрососедские отношения между двумя странами, то нельзя начинать это делать с такой записи в договоре, тем более по требованию России. Это неприемлемо по многим причинам, в том числе и с точки зрения психологической» – полагает министр.
Казалось бы, в чем же проблема? Почему российская дипломатия проявляет чудеса несговорчивости в обмен на столь, казалось бы, весомые заверения? Ответ прост. Мы все это уже проходили в горбачевский период, когда визави России на международной арене не скупились на громкие обещания.
Тогда нас уверяли, что, дескать, НАТО не будет расширяться на восток, что Россия уже совсем скоро станет частью общеевропейского дома и etc. Одинокие голоса о том, что одних слов недостаточно, что необходимо юридически закрепить устные обещания, - тонули в лавинообразном потоке «предупредительных уступок». Однако времена такого «безответственного идеализма», в том числе и во внешней политике, прошли.
Сегодня Россия, сумевшая преодолеть затяжной экономический кризис 90-х, показывает уверенные темпы роста и все более уверенно стремится обеспечить свою безопасность, жизненно важные национальные интересы. И делает это на основе принципов добрососедства, с соблюдением норм международного права.
Что же касается нежелания Грузии юридически оформить свои устные обещания, то это не может не вызывать законных опасений в Москве. Тем более, с учетом существующего негативного опыта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции