Борис Шмелев, директор Центра политических исследований
На встрече в Братиславе президенты США и России не устранят отчетливо проявившиеся в последнее время противоречия между двумя странами, но могут способствовать их некоторому сглаживанию. И это уже будет немалым достижением. Результаты саммита неизбежно скажутся и на отношениях Москвы с Европой.Сейчас они, как и в целом отношения России с Западом, отягощены многими проблемами и поэтому неслучайно в последнее время много говорится о кризисе доверия между Россией и Европой. Внешним его проявлением является жесткая критика европейскими средствами массовой информации российской внешней и внутренней политики. Критикуется все и доказывается, что в России все плохо. Докритиковались до того, что российского президента сравнили с Муссолини. Негативное, а то и враждебное отношение к России ощущается и среди общественности, и в политических кругах европейских государств. В Европарламенте, в парламентах многих стран Европы звучит жесткая антироссийская риторика. Пока она не трансформировалась в политическую практику, но до этого остается один шаг.
В чем же «провинилась» Россия перед Европой?
По словам бывшего председателя Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi), перемены в отношении к России произошли между сентябрем - октябрем 2004 года, когда на важнейших должностях стали постепенно укрепляться выходцы из силовых структур. Во-первых, к этому можно относиться по разному. Но никто не может отказать президенту в праве ставить на ключевые посты людей, которым он безусловно доверяет. Во-вторых, вал критики шел весь 2004 год и достиг апогея во время трагедии в Беслане, когда европейские средства массовой информации обвиняли в ней в гораздо большей мере российскую власть, а не тех головорезов, которые эту бойню устроили.
В Европе иногда выражают недоумение из-за излишне нервной реакции России на ту критику, которая раздается в ее адрес, утверждая, что это, дескать, критика со стороны друзей, искренне переживающих за нее.
Да, многое из того, что говорится Европой, справедливо. С правами человека в России не все в порядке. Работы здесь еще непочатый край. Есть серьезные проблемы с обеспечением независимости судов, средств массовой информации, с проблемой гражданского общества, слабостью законотворческой работы Думы. Это с очевидностью показали протесты, прокатившиеся по стране в связи с монетизацией льгот. В то же время многие обвинения беспочвенны. В России укрепляется властная вертикаль, губернаторов теперь будут предлагать из Москвы, а не выбирать, как прежде в областях. Европейской и международной безопасности оно ничуть не угрожает. Угрожает ли это судьбе российской демократии? Я бы сказал, что, в конце - концов, демократично все то, что способствует социальному и общественному прогрессу. Главное препятствие на пути к демократии в сегодняшней России – безответственность и бедность, и новая политическая система как раз и призвана это устранить. Уж во всяком случае, это не основание для вывода о том, что с демократией в России покончено.
В Чечне идет мучительный процесс нормализации обстановки, хотя и в Республике, и на всем Северном Кавказе ситуация остается сложной и взрывоопасной. Если у Европы есть конкретные разумные предложения по урегулированию чеченской проблемы, давайте их обсуждать на совместных конференциях и семинарах. Но Европа ничего, кроме переговоров с Масхадовым, не предлагает. А о чем с ним можно говорить, когда он никого не представляет и никого не контролирует? Переговоров о предоставлении независимости Чечне быть не может. Не обоснованы обвинения России и в неоимпериализме. В интересах любого государства иметь вокруг себя пояс стабильных дружественных государств, и Россия здесь не исключение. Хватит с нее проблем со странами Балтии.
Складывается впечатление, что Европа, обрушив шквал критики на Россию, чего-то не договаривает. Она делает ей какие–то намеки, которые должны быть учтены и должны привести к соответствующей корректировке ее политического поведения. В России многие их понимают, как нежелание видеть в ней самостоятельный центр геополитического влияния, действующий в мире и в Европе, исходя из своих национальных интересов. К России можно предъявить много претензий, оправданных и не очень оправданных. Но ее нельзя обвинить в том, что она своими действиями подрывает европейскую и международную безопасность или блокирует демократические преобразования в других странах.
Международному положению современной России не позавидуешь. Есть серьезные вопросы в российско- американских отношениях в связи с новым курсом США на единоличное решение мировых проблем. На Дальнем Востоке в полный рост встает исполинский Китай. На Юге бурлит огромный исламский мир с гигантским запасом пассионарной энергии, выброс которой может произойти в любом направлении, в том числе и в сторону России. В Европе идут процессы политической и экономической интеграции на основе ЕС и НАТО, и Россию здесь не ждут. На постсоветском пространстве Россию обвиняют в неоимперских поползновениях. А теперь и ее внутренняя политика начинает подвергаться Западом остракизму.
Исторически судьба России всегда была связана с судьбой Европы и конфронтация ни ей, ни Европе не может идти на пользу. Они должны перестать рассматривать друг друга в качестве соперников, отказаться от взаимной подозрительности. Они нужны друг другу и с точки зрения международной безопасности, и в целях обеспечения экономического благоденствия, и для взаимного обогащения в области культуры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции