Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок
Предстоящий в конце февраля в Братиславе российско-американский саммит, как представляется, не будет рядовой встречей президентов России и США. В 2004 году произошла очень значительная трансформация в отношении Запада вообще и США, в частности, к политической ситуации в России и действиям Москвы на внешнеполитической арене. Так что встрече в Братиславе придется сыграть роль исторического перекрестка, и от ее результатов будет зависеть очень многое.
За короткий срок первого президентства Владимира Путина России, неожиданно для многих, удалось серьезно повысить свой международный авторитет, роль и значение на международной арене. Важно отметить, что эти позитивные изменения были достигнуты на фоне значительно более скромных успехов в экономике или в деле строительства эффективных демократических институтов внутри страны. Они произошли за счет выверенных, адекватных действий именно на внешнеполитической арене и, прежде всего, за счет того, что российский президент первым из иностранных лидеров поддержал США в антитеррористических действиях в Афганистане после сентябрьских терактов 2001 года.
Внешне весьма успешно развивались отношения между Россией и ЕС. Было принято решение о создании «четырех единых пространств». В конце 2003 года накануне визита Владимира Путина в США была даже подготовлена «Доктрина формирования стратегического союза России и США», в которой курс на стратегическое сотрудничество двух великих держав рассматривался как наиболее реалистический для национальных интересов России.
Сегодняшняя картина отношений России и Запада дает мало оснований для оптимизма. С одной стороны, все еще дружественными выглядят личные отношения между Дж. Бушем и Владимиром Путиным, российским президентом и лидерами ведущих европейских стран. С другой, американские и европейские СМИ полны материалов с очень жесткой оценкой внешней и внутренней политики России. Надо сказать, что антиамериканские и антизападные настроения в российских СМИ также резко возросли.
Что же вызвало такие серьезные перемены в отношениях России и Запада? Внешние факторы как бы налицо. Резкой критике на Западе подвергается реформа политической системы, объявленная президентом Путиным после серии терактов, завершившейся трагическими событиями в Беслане, российская политика в отношении президентских выборов на Украине и в Абхазии, «дело ЮКОСа» и отсутствие независимости СМИ.
В действительности многие проблемы в отношениях и неадекватности в действиях происходят не из-за взаимной враждебности, а потому, что профессионалы вовремя не обсудили и не согласовали простые, рутинные вопросы. Постоянный диалог разрушен и профессионалов явно не хватает. Ясное и заблаговременное объяснение своих интересов помогло бы избежать многих проблем. Таких, например, как та, что возникла в связи с базированием четырех патрульных самолетов НАТО в Балтийских государствах. Известно же, что Североатлантический союз имеет объединенное воздушное пространство и патрулируется оно по всему периметру. Но никому не пришло в голову обсудить эту проблему, пока шла процедура принятия стран Балтии в НАТО.
Окружающий Россию мир очень быстро меняется и она уже давно не «крепость во враждебном окружении», противостоящая некоему объединенному Западу. Вопреки убеждению многих российских политиков и экспертов, на Западе и, особенно в Америке, о России вспоминают много реже, чем им представляется, и даже реже, чем она того заслуживает. Еще одно заблуждение, достаточно широко распространенное в России, состоит в том, что Соединенные Штаты делают все, чтобы способствовать ее ослаблению и распаду. Нужно, наконец, понять, что неуправляемый распад, (а только таким он и может быть), крупнейшей державы Евразии с тысячами ядерных боеголовок был бы катастрофой для Америки. Объективно Россия является ключевым государством в обеспечении безопасности Запада и, частности, США. И соответственно Вашингтон жизненно заинтересован (хотя и недостаточно это осознает), чтобы Россия была сильной в экономическом и военном отношении и политически стабильной.
Все последние конфликтные ситуации в отношениях России и Соединенных Штатов на постсоветском пространстве связаны с тем, что обе стороны рассматривали его как поле соперничества, а не сотрудничества. Россия очень болезненно относится ко всему, что дистанцирует ее от государств СНГ. Но уж если она хочет быть центром политического и экономического притяжения на постсоветском пространстве, то главная задача – предложить странам Содружества модель развития более привлекательную, чем та, которую они видят у других соседей.
Россию очень беспокоит ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке. Много говорится о желающих поживиться богатствами этого региона. Но и здесь главная угроза не внешняя, а внутренняя. Демографическая ситуация и отсутствие вменяемой государственной миграционной политики ведут к тому, что эти богатства могут выпасть у России из рук. Просто не хватит сил их контролировать и осваивать.
Все это формирует неотложную повестку дня для российско-американского диалога. Та, что есть сейчас, - терроризм, нераспространение оружия массового поражения, энергетический диалог, - явно недостаточна. Конечно, надо обсуждать такие острые сегодняшние проблемы как будущее Ирака, отношения с Ираном, ядерную программу Северной Кореи. Важно обсудить, насколько политически адекватна концепция борьбы с государствами - «форпостами тирании», сменившая в США концепцию противостояния «оси зла». Но значительно важнее выйти в политическом мышлении за пределы электорального цикла и ответить на вопрос, какими мы хотим видеть отношения России и Соединенных Штатов в обозримом будущем и в перспективе.
Россия должна адекватно определиться со своими национальными интересами, прежде всего, в отношениях с государствами СНГ, четко сформулировать их и обсудить с США правила поведения на постсоветском пространстве. Если интересы аргументированы и обоснованы, они будут уважаться и Москве не придется конфликтовать с Вашингтоном то в Закавказье, то в Центральной Азии, то в Молдавии.
Наверное, двум президентам стоит обсудить российское видение перспектив Сибири и Дальнего Востока.
Отдельная тема – экономический диалог. Не энергетический только, а, именно, экономический, затрагивающий весь комплекс проблем по полноценной интеграции России с экономиками развитых стран. Необходимо восстановление полномасштабного диалога с США по проблемам безопасности с учетом всей многомерности этого понятия. Сюда, помимо названых, должны войти и такие аспекты безопасности как экология, демографические проблемы, безопасность границ и т.д. Причем инициативу сейчас в большей степени следует взять на себя России. Америка пока может себе позволить вспоминать о России только когда речь заходит о террористической угрозе или распространении ядерного оружия, значит, Москве необходимо проявлять самой инициативу. Речь идет о формировании нового миропорядка, в котором Россия может занять достойное место, а может и упустить свой шанс.
Даже в нынешней ситуации некоторые западные эксперты говорят и пишут о возможности трансформации «Большой России» в «Третий Запад», в третий не по весу и значимости, а в дополнение к уже существующим двум – США и Евросоюзу. Но реализация такого сценария станет реальной при выполнении ряда условий с обеих сторон, одним из которых будет принципиально более высокий уровень адекватности в политике.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции