Политический обозреватель РИА «Новости» Владимир Симонов
Аслан Масхадов, экс-президент самопровозглашенной чеченской «Республики Ичкерия», объявил одностороннее прекращение огня и даже назначил своего представителя для срочных переговоров с Кремлем. Другой лидер Шамиль Басаев, самый кровавый из главарей чеченских боевиков, появился на британском телевидении и в Интернете. Террорист обещал новые Бесланы и тут же клялся, что готов соблюдать перемирие, объявленное Масхадовым. Борис Березовский, скрывающийся с помощью Лондона от российского правосудия, объявил, что чеченские боевики обзавелись портативной ядерной бомбой. Все три ньюсмейкера сделали свои заявления почти синхронно. Случайность или скоординированная кампания..
Кремль не верит в искренность мирной инициативы Масхадова. Не верит и население страны, потому что если такой приказ о прекращении огня и был отдан, боевики его игнорировали. Террористические акты в самой Чечне и в соседнем Дагестане продолжаются. Это лишний раз подтверждает тот факт, что Масхадов утратил свое влияние на полевых командиров.
Скорее всего никакого приказа не было. Военные действия боевых групп в Чечне в это время года невозможны. Горные тропы завалены снегом, переброска боеприпасов и продовольствия практически исключена. На фоне снежной белизны лагеря боевиков легко различимы с вертолетов. Поэтому февраль – традиционный «сезон отдыха» для террористов.
Именно эту пору вынужденного бездействия Масхадов, Басаев и поддерживающий их Березовский и развернули свою мирную пиар-кампанию.
Идея перемирия поднималась и раньше. Масхадов выдвигает ее каждый раз, когда на Западе усиливаются тенденции поддержки Кремля в его борьбе с чеченским терроризмом. Поэтому «протянутая рука» Масхадова Кремлю, это театральный жест, который должен произвести эффект на Западе, но однозначно не в Кремле. Для Москвы это своего рода капкан. Согласись Кремль на переговоры с чеченскими террористами, организаторами преступлений в Беслане, Москве, других городах страны,он признает свою слабость и может лишиться той поддержки, которой пользуется у своих союзников на Кавказе..
Блеф с «прекращением огня» разыгран накануне встречи Владимира Путина с Джорджем Бушем в Братиславе, запланированной на конец февраля. Можно с уверенностью утверждать, что Буш, конечно, напрямую не спросит Владимира Путина, как он относится к предложению Масхадова, но о перспективах борьбы России с террористами на Кавказе речь пойдет наверняка. А тут еще и Березовский с его информацией о ядерном оружии у боевиков. И такая информация не может не стать предметом разговора. По словам Березовского, «проверенные люди» сказали ему, что в состоянии начать боевые действия на территории всей России, «но теперь уже не с помощью горского кинжала, а воздействием на атомные электростанции и стратегические объекты».
Российский МИД напрочь отверг вероятность попадания «ядерного чемоданчика» в руки боевиков, предупредив, что цель таких псевдосенсаций - посеять в России настроения уязвимости и нервозности.
Российские эксперты не восприняли информацию Березовского серьезно. «По-моему, это заявление – чушь собачья» - сказал в интервью радио «Эхо Москвы» генерал-майор Валерий Дворкин, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности РАН. Работа такого «адского чемоданчика» зависит от многочисленных шифров и кодов, которыми чеченские боевики не обладают, подчеркнул Дворкин. «Если у них и есть это устройство, привести его действие и учинить где-то ядерный взрыв практически невозможно», - делает вывод эксперт. С ним согласен Владимир Евсеев, координатор «Программы по нераспространению» Центра Карнеги в Москве. Мини-бомбы, которые существовали во второй половине 80-х годов, поясняет он, имеют ограниченный срок действия и в настоящее время не могут быть использованы, «поскольку должны быть созданы заново». «У чеченских сепаратистов нет портативного ядерного устройства, - убежден Евсеев. – Такие ядерные мины более не создавались, от них отказались и Россия, и США».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции