Эксперт Центра Политической Конъюнктуры России Анатолий Беляев – РИА «Новости»
Последние события на Украине, завершившиеся формированием нового кабинета не должны оставлять у России каких-либо иллюзий по поводу особых отношений с этой страной, и призваны нацелить российское руководство на прагматические отношения с нашим юго-западным соседом.
Состав вновь сформированного в Киеве кабинета министров позволяет сделать два основных вывода: во-первых, победители намерены резко сменить внутреннюю и внешнюю политику страны, и, во-вторых, они все же намерены «немножечко быть реалистами» в своих преобразованиях и учитывать интересы только той части старой элиты, которая согласиться жить по новым правилам.
Прежде всего, бросается в глаза кардинальная смена во «внешнем» и «силовом» блоке правительства – на посты глав этих ведомств назначены твердые сторонники нынешнего премьера или президента, причем, что еще более примечательно – длительное время жившие или учившиеся на Западе.
Так, репатриант Олег Рыбачук (вице-премьер по евроинтеграции), имеющий связи с западными фондами и бизнес-структурами, скорее всего, будет курировать работу «передаточного механизма», между западными "спонсорами" и "получателем" денежных средств в лице руководства кабинета и государства.
Анатолий Гриценко, министр обороны – бывший руководитель Центра Разумкова, - штаба Ющенко - лично знаком с руководством НАТО. Все руководство этого центра в свое время прошло обучение в военных академия США. Неудивительно, что он мечтает о том, что уже в ближайшие годы Украина станет членом евроатлантического союза. Кроме того, он уже успел выступить с заявлениями в пользу скорейшего вывода Черноморского флота России с базы в Севастополе, что нарушает Договор о дружбе с Россией и Договор о базировании Черноморского флота, который предусматривает базирование ЧФ в Севастополе до 2017 года.
Александр Турчинов – руководитель Службы безопасности и первый заместитель Тимошенко в ее революционно-националистической "Батькивщине". Одновременно он является пастором американской секты харизматов.
О высокой степени идеологизации правительства Тимошенко свидетельствует активность вице-премьера по гуманитарной политике Николая Томенко недавно обвинившего Украинскую православную церковь Московского патриархата в разжигании межнациональной и межрегиональной розни на Украине.
Таким образом, «внешняя» и «силовая» составляющие правительства наших близких соседей не позволяет надеяться на то, что мы сможем выстроить с ними особые и тем более «братские» отношения. Что касается внутренней политики, и, прежде всего, ее экономической составляющей, то и в этой сфере, Россию, всего скорее ничего хорошего не ожидает. Сама программа кабинета выглядит более чем странной, о чем говорят как названия ее разделов – 'Вера', 'Справедливость', 'Жизнь', 'Гармония', 'Безопасность', 'Мир', так и отсутствие конкретных цифр.
Тем не менее, одно конкретное направление деятельности правительства уже не просто обозначено, но и начало реализовываться. На своем первом рабочем заседании новое правительство приняло решение отменить незаконные постановления, касавшиеся приватизации одного из крупнейших в стране металлургических комбинатов "Криворожсталь". И, хотя зятю Кучмы Виктору Пинчуку и покровителю Януковича - донецкому олигарху Ринату Ахметову оно действительно досталось от прежней власти в результате абсолютно нечестного конкурса (тогда, кстати, пострадали и интересы российской «Северстали» предлагавшей самую высокую цену за комбинат), но прецедент со столь стремительным пересмотром результатов приватизации в пользу «старой» элиты выглядит весьма примечательно.Скорее всего, новая власть начнет интенсивный процесс передела собственности (вот для чего пригодятся и «свои люди» в силовых министерствах) причем не только, а возможно – и не столько в пользу «новых» собственников, связанных с «оранжевыми» (у них просто не найдется средств на крупные сделки), а в пользу западного капитала. Таким образом – круг замкнется – новая власть не только подорвет экономическую основу своих политических противников, но и «отработает» западную поддержку, предоставлявшуюся до, в ходе и после победившей «революции». Такая политика выглядит весьма непротиворечиво, и будет способствовать реализации главной задачи нового правительства – скорейшей интеграции Украины в европейские структуры.
На что же в этих условиях может рассчитывать Россия и как она может выстраивать отношения с новым режимом? Если иметь ввиду ту перспективу, что «оранжевые» укрепились в Киеве надолго, а обратное возможно лишь только при условии резкого ухудшения экономического положения на Украине, что в условиях хорошей мировой конъюнктуры на украинский экспорт выглядит нереалистично, - то России нужно признать реалии и действовать прагматично.
Во-первых, всеми способами защищать на Украине собственность наших компаний, которая тоже может быть поставлена под угрозу в процессе деприватизации. Для этого у России есть хороший рычаг в виде зависимости ведущих украинских экспортеров металла и труб и других товаров от пока еще основного для них российского рынка.
Во-вторых, начать выстраивать отношения с так желающей полной самостоятельности Украиной как со всеми другими нашими партнерами в «дальнем зарубежье». А это значит, прежде всего, отказ Украине в тех привилегиях, которые эта страна получала в качестве «особо ближнего» партнера РФ по ЕЭП и СНГ и, прежде всего, – продавать по европейским ценам (которые в 2 – 2,5 раза выше) наши энергоносители, ввести более жесткие меры по передвижению между нашими странами товаров, услуг и трудовых ресурсов. Таким образом, Россия поможет реализации главной идеи нового правительства Украины об абсолютной независимости. А насколько это правительство готово к ней, покажет будущее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции