Представим себе большую страну, которая лидирует в своем регионе по грамотности (81,4%), у нее быстрый экономический рост, в том числе благодаря проектам Всемирного банка и иностранным инвестициям. В городах видно, что люди отнюдь не бедствуют, они доброжелательны, говорят с тобой на хорошем английском. Еще лучший английский у лидеров и чиновников этой страны, которые по большей части учились в Европе. На международной арене Россию эта страна поддерживает буквально во всем, причем по большей части без какой-либо предварительной торговли. В качестве нашего экономического партнера – тоже лидер по региону, причем оба государства нетерпеливо строят новые планы на будущее.
Как следует россиянину относиться к такой стране? Друг это нам или враг?
А теперь самое интересное. Эта страна – Иран.
Когда в конце этой недели глава торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков посетит Тегеран, он будет оперировать такой статистикой: товарооборот Ирана и России - 2 миллиарда, причем 90% - это российский экспорт. Экономисты давно мечтают избавить страну от зависимости от вывоза сырья. Так вот, в Иран мы продаем самолеты, автомобили, высокие технологии в области энергетики, включая атомную, и многое другое.
А еще есть постепенно развиваемый транспортный коридор из Индийского океана в Европу через Каспий. Это наш с Ираном общий Суэцкий канал, доставка товаров по которому и быстрее, и дешевле, чем через сам Суэц.
Цель поездки Примакова, если официально – обсудить новые проекты сотрудничества, а неофициально – не отстать от конкурентов на рынке. У ЕС товарооборот с Ираном более 15 миллиардов евро, включая 4 миллиарда – Германии, 4 – Италии. С Японией – 6 миллиардов, Китаем – 5, Южной Кореей – 4 и так далее.
И вообще, если говорить о международной дипломатии, в центре которой Иран оказывается постоянно, то смысл ее – борьба Европы и США за позиции в самом Иране и на Ближнем Востоке в целом. Дискуссии о ядерных программах Тегерана или поддержке Ираном терроризма – только внешняя сторона дела. Но единственные страны, у которых с Ираном есть проблемы – это США и Израиль. С Европой и кем-либо еще серьезных проблем нет. Суть происходящего – безуспешные попытки европейцев и Москвы помочь Америке достойно выйти из абсурдной ситуации, при которой у нее нулевые отношения с крупнейшей страной ключевого региона.
Но то дипломатия. А я веду речь совсем о другом – на тему "скажи, кто твой друг". Это уже не проблема Америки и Европы. Это наша проблема.
Иранцы - иные. Страной правят аятоллы. Они преследуют Салмана Рушди с его "Сатанинскими стихами" про семью пророка Мухаммеда. (У нас, правда, некий перфомансист Тер-Оганьян на художественной ярмарке «Арт-Москва» выставил православные иконы, которые принялся рубить топором, после чего против него возбудили уголовное дело.) А что будет, если в Иране действительно начнется перестройка, и власть клерикалов падет? Как изменится тогда политика Тегерана, который никогда не поддерживал подрывную деятельность против России в Чечне, всегда блокировал антироссийские пассажи в резолюции Организации исламская конференция во время своего недавнего председательства?
Много вопросов, но все же главный из них – как нам относиться к "иным"? Может быть, надо дружить с ними как бы стыдливо, все время ссылаясь на материальные и иные выгоды от такой дружбы?
Российское общественное мнение давно уже делится на молчаливое большинство и красноречивое меньшинство, которые смотрят друг на друга волком. Большинство постоянно преподносит сюрпризы, как это было в середине 90-х годы с Курильскими островами или в 1999 году с сербами. Меньшинство тогда сделало большое открытие: сербы – наши братья. Хотя для воцерковленной, православной части России никаких открытий тут не было.
Но как быть с иранскими аятоллами, которые нам не братья?
Это – вопрос национальных ценностей, ради которых в конечном счете существует и дипломатия, и многое другое. К ценностям американской цивилизации, говорит Джордж Буш, относится сострадание. Это достойно восхищения. А наша ценность, рискну сказать – это уважительная терпимость к инакости других народов и людей. И это не только результат столетий сосуществования православных и мусульман в нашем собственном обществе.
В каждом обществе есть понимание того, что такое воспитанный человек, а что такое хам и скотина. Большинство людей в любой стране, правда, сознает, что не всегда ведет себя воспитанно, но очень уважает носителей истинных ценностей. Российская интеллигентная терпимость подверглась мощному испытанию в советское время, когда все давили всех: бабушки во дворах делали замечания чужим детям, на партсобраниях обсуждались разводы. Коллектив был богом, причем очень тупым и злым богом.
Те, кто боролся за перемены в обществе (когда - не разжимая фигу в кармане, когда – защищая Белый дом), боролись и за то, чтобы у каждого человека в нашей стране было право оставаться собой. И в этом - победили.
Эта ценность нашей цивилизации присутствует и в различных коммюнике в виде принципа невмешательства во внутренние дела других государств. Потому что не одна наша цивилизация считает этот принцип своим завоеванием. Исключения возможны, и о них следует вести диалог, иногда жесткий.
Кстати, в международный оборот выражение "Диалог цивилизаций" ввел в 90-х годах нынешний президент Ирана Мохаммад Хатами.
Я повел бы диалог с иранцами насчет хиджаба для женщин, в прорези которого сверкают великолепные глаза, умело подведенные хорошей косметикой. Красота иранок легендарна много веков, и та, в память о которой возведен Тадж-Махал в Индии, тоже была иранкой. Очень обидно, что даже за рулем автомобиля – а, на взгляд, 70% водителей в Тегеране женщины – они не снимают эту черную штуку. Но насильно обращать в свою веру иранцев я не буду, так же как иранцы (в отличие от многих других обитателей Ближнего Востока) не обращают в свою веру россиян.
Хотя, помнится, было письмо имама Хомейни Михаилу Горбачеву, в котором он советовал нашему президенту принять ислам, не то со страной произойдут большие бедствия…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции