Рейтинг@Mail.ru
Виртуальная жизнь российских подростков - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Виртуальная жизнь российских подростков

Читать ria.ru в
Один крупный московский психолог заявил в телеэфире: «Я вынужден разрешать своим детям играть в компьютерные игры, чтобы они не чувствовали себя обделенными по сравнению с другими детьми. Ведь в их окружении играют все»… У подростков появляется психологическая зависимость от компьютера. И, по подсчетам психиатров, у 4-6% российских школьников такая зависимость хроническая. Этот феномен психологи открыли более десяти лет назад. По сути, компьютерные игры становятся наркотиком, вызывают привыкание, нездоровый азарт и отучают от реальности...

Обозреватель РИА «Новости» Ольга Соболевская

Один крупный московский психолог заявил в телеэфире: «Я вынужден разрешать своим детям играть в компьютерные игры, чтобы они не чувствовали себя обделенными по сравнению с другими детьми. Ведь в их окружении играют все».

Многие родители, педагоги, ученые ругают компьютерные игры – а потом идут покупать их своим чадам. Это диктует мода, требует время, добиваются всемогущие производители программного обеспечения. Виртуальный мир скоро станет выглядеть реальнее самой реальности, информационные технологии окончательно превратятся из средства в цель. Уже сейчас около 70% российских школьников в числе своих главных увлечений называют компьютеры.

Вместо игр во дворе с друзьями дети часами просиживают в «чате», общаются с виртуальными приятелями. Вместо занятий обыкновенным спортом выбирают киберспорт - играют в компьютерные игры с гонкой, стрельбой и – часто - убийством разнообразных монстров. Их более старшие сверстники заключают виртуальные браки, с электронными мужьями и женами - супругами по ту сторону Интернета. Компьютерное общение теперь успешно конкурирует с человеческим, особенно для молодежи, а виртуальные сценарии поведения, воспринимаемые детьми и подростками всерьез, порой заменяют им самостоятельное мышление. Компьютерные игры и Интернет – часть все той же транснациональной массовой культуры, которая «усредняет» человеческую личность, старается «стереть» индивидуальность и отчуждает от культуры собственной страны.       

Кроме того, у подростков появляется психологическая зависимость от компьютера. И, по подсчетам психиатров, у 4-6% российских школьников такая зависимость хроническая.

Этот феномен психологи открыли более десяти лет назад. По сути, компьютерные игры становятся наркотиком, вызывают привыкание,  нездоровый азарт и отучают от реальности. Сужается круг интересов детей – сегодня мало кто из них читает книги. Растет агрессивность – ведь в сюжетах многих игр есть насилие. Между тем, жестокие компьютерные игры даже более опасны, чем кинофильмы с драками и убийствами, поскольку, играя, человек отождествляет себя с персонажем, совершающим насилие. Фильмы делают человека наблюдателем, а компьютерные игры — своего рода участником жестоких действий. Фильм длится пару часов, а в компьютерную игру можно играть бесконечно.

Но вот печальный факт, установленный учеными: среди самых популярных у детей 8-15 лет игр 80 процентов – с насилием. Однако где гарантии, что Интернет-зависимый ребенок, привыкший любой ценой добиваться победы и пачками отстреливающий компьютерных врагов, будет четко различать добро и зло в реальной жизни? 

Между тем, рынок компьютерных игр в России вполне созрел. Теперь уже российские игры завоевывают признание в мире — «Ил-2: Штурмовик» и «Фланкер» признаны одними из лучших авиасимуляторов современности, а «Демиурги» могут похвастаться присуждением множества «Выборов редакций» зарубежных игровых журналов и сайтов и уверенными позициями в чартах продаж Америки и Европы. Аналитики предсказывают, что к 2008 г обороты виртуальных игр в Интернете вырастут в несколько раз.   

А это значит, что компьютерная индустрия вполне может воспитать поколение легковозбудимых и замкнутых зомби, не знающих иных способов общения, кроме игр и виртуальных контактов. В их сознание вбиты стереотипы из сценариев компьютерных игр, им малознакомы эмоции и чувство сопереживания. Они находят общий язык только со своим компьютером и противостоят всему остальному миру, который видят в скупых и однообразных красках. Острые ощущения, полученные от виртуальных сражений, притупляют все остальные, а победы в играх, одержанные любой ценой, отнюдь не ведут к реальным жизненным победам.

Если составить «собирательную» медицинскую карту жертвы компьютерной страсти, то там будут значиться испорченное зрение, искривление позвоночника, затрудненное дыхание, лишний вес – как следствие низкой физической активности, заболевания суставов и другие хвори. Да, такие подростки уверенно чувствуют себя в мире IT-технологий, но цена этой уверенности слишком высока. Надломленные физически и психически, вечно погруженные в компьютерную «нирвану», они едва ли смогут быть счастливыми.

«У меня есть свой сайт в Интернете», - говорит восьмилетний Илья. Этот маленький компьютерный гений не гуляет во дворе, не любит ни кино, ни животных, ни аттракционы в детском парке. Его ведут в музей – он упирается, заставляют читать книги – он презрительно бросает их под стол. С компьютерными азами родители познакомили его с раннего детства, но теперь и сами не рады. «Илья очень сообразителен, у него большие математические способности. Но он малообщителен, у него нет друзей – за исключением виртуальных», - признает отец мальчика.

Представители Интернет-индустрии не устают говорить, что во Всемирной сети можно почерпнуть множество полезных знаний, в том числе по школьной программе. Можно. Однако дети, которые часами блуждают в дебрях Интернета, ищут там вовсе не знания по биологии, химии, физике и прочим наукам. Они прежде всего общаются он-лайн, ищут разные компьютерные «приколы» и трюки, играют в игры либо скачивают музыку и ролики к известным фильмам.

На образование по Интернету они усилий не тратят. Просвещение по компьютеру обычно заканчивается копированием школьных сочинений, рефератов, решений задачек и ответов на вопросы контрольных. Но в этом случае Интернет опять-таки оказывается ложным другом.

Между тем, сейчас компьютеризированы все без исключения школы России, многие из них имеют доступ в Интернет. Развитие компьютерных образовательных технологий – e-learning, при которых используются электронные учебники и пособия, цифровые библиотеки, образовательные услуги он-лайн и так далее, официально названо одним из главных направлений модернизации российского образования. И все эти электронные продукты, включая энциклопедии, словари и справочники по разным предметам и на любой вкус, тоже нынче есть. Для всех возрастов. Здесь вам и азбуке научат, и счету, и законы природы в доступной форме изложат, да еще с картинками и интерактивными возможностями.

Есть, наконец, мощная Федерация Интернет-образования (ФИО), поднимающая уровень знаний о компьютерах десятков тысяч учителей в 42 субъектах Федерации. Есть образовательные порталы – как платные, так и бесплатные, есть специализированные издания. Есть спутниковый канал единой образовательной информационной среды. Все чаще проходят форумы по электронным образовательным технологиям.

При таком обилии возможностей вот бы и воспользоваться ими, обернуть минусы компьютера в плюсы: уход от реальности заменить ее познанием, сужение круга интересов – расширением. И некоторые педагоги действительно с успехом обучают детей с помощью компьютера и Интернета. «У нас порой не хватает бумажных учебников, а электронные программы всегда под рукой, и они говорят на одном языке с молодежью. И с реальностью они соотносятся лучше, лучше адаптируют к ней», - считает 39-летняя учительница Вера Смолина. Правда, здесь можно спорить: с какой именно реальностью? Виртуальной?

Понемногу в России внедряется дистанционное обучение. Московский центр ФИО организует бесплатное дистанционное обучение педагогов школ пользованию Интернет-технологиями в образовании.

Но в целом виртуальное пространство по-прежнему остается для подростков ареной битв с компьютерными монстрами, гонок с препятствиями и чата. Его мощный образовательный ресурс пока использован слабо. По данным Комитета по образованию и науке Госдумы (нижней палаты парламента), РФ находится на 55 месте в мире по реализации технологий e-learning. «Сегодня налицо отставание России в развитии электронного обучения и недостаточное понимание этого направления в обществе», - подчеркивает глава Комитета Николай Булаев. Стандартов нового направления в образовании еще нет, равно как и законодательной поддержки.

Часть специалистов считают, что надо создать закрытое виртуальное образовательное поле, обширное и занимательное, привлекательное для школьников любого возраста. Возможно, это частично отвлечет детей от чисто развлекательного Интернета. Однако производители компьютерных игр – слишком сильные игроки на виртуальном поле, и ограничить их экспансию в ближайшее время едва ли возможно. Да и ни родители, ни школа, ни психологи пока всерьез не борются с компьютерной зависимостью детей. Излечима ли эта болезнь? Возможно, если пытаться ее лечить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала