Экономический обозреватель РИА «Новости» Василий Зубков
Мир может жить спокойно – один из основных производителей и продавцов углеводородного сырья на планете – Россия вполне предсказуема в реализации своей Энергетической стратегии. Более того, рост добычи нефти и газа в России оказывает положительное воздействие на глобальную энергетическую безопасность и стабильность. Это недавно признали даже США.
Потенциал Топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России по-прежнему велик. Здесь сосредоточено 1/3 мировых запасов природного газа, 1/10 нефти, 20% угля и 14% урана. ТЭК и в наступившем году останется одним из наиболее устойчиво развивающихся производственных комплексов российской промышленности.
В ближайшем будущем именно он по-прежнему будет определять состояние и перспективы развития национальной экономики. Это подтвердил и Сергей Оганесян, глава Федерального агентства по энергетике (ФАЭ), выступая перед российскими и иностранными журналистами в РАИ «Новости». По его словам, на долю ТЭК приходится 28 % внутреннего валового продукта (ВВП), 30% - объема промышленного производства, 54 % - федерального бюджета и около 45% - валютных поступлений.
В 2004 году добыто 458,8 млн. жидких углеводородов. На экспорт ушло - 285 млн. т – прирост 17%. Это при том, что три последних года рост нефтедобычи составлял около 10%. В начавшемся году, по словам С. Оганесяна, должно быть добыто порядка 485-490 млн. т. нефти и газового конденсата. Но главный энергетик страны уверен, что постепенно темпы ежегодного прироста добычи нефти в России будут замедляться и стабилизируются в 2006 году. Более оптимистичен прогноз министерства природных ресурсов России - к 2010 году добыча может вырасти на 30 млн.т. а к 2020 году на 90 млн т.
Напомним, что перспективные и прогнозные ресурсы России по нефти составляют более 60 млрд т. Однако не стоит забывать, что базовые месторождения, особенно в Западной Сибири характеризуются большой выработанностью ресурсов. Поэтому подходит пора освоения нефтяных и газовых месторождений на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей. А на извлекаемые ресурсы углеводородов морской периферии России приходится четвертая часть запасов нефти (16 млрд. т.) и 82 трлн. куб. газа.
Кстати, последнего добыто в прошлом году 632 млрд. куб м. (прирост - 1,8 %). В 2005 году планируется добыть столько же или даже чуть меньше. Но делать из этого трагедию не надо. По словам С. Оганесяна, у газовой отрасли есть определенный резерв мощности по добыче. Сейчас Россия добывает газа ровно столько, сколько его требует спрос на международном рынке. Напомним, что на нее падает 26% рынка газа в Европе.
Из наиболее запоминающихся событий прошлого года все дружно отмечают, что, наконец-то, от правительства получены ответы на два самых главных вопроса для российского ТЭК и его экспортной стратегии. Приняты решения:
– строительству и определен окончательный маршрут Дальневосточного нефтепровода: Тайшет – тихоокеанский порт Находка с окончательной мощностью до 80 млн. т. Предполлагается что уже к 2011 году мощность трубопровода достигнет 37 млн т.
– по дальнейшему увеличению мощности Балтийской транспортной системы (БТС) до 60 млн. т. в год.
Не прошло незамеченным и то, что, несмотря на все самые пессимистические зарубежные прогнозы, российский ТЭК практически безболезненно перенес последствия банкротства «ЮКОСа». История, за которой больше года наблюдал весь мир, и которая завершилась продажей за долги с аукциона самого главного добывающего ресурса – ЮГАНСКНЕФТЕГАЗа, не принесла крушения отрасли.
Действительно, по словам руководителя Федерального агентства по энергетике потери от смены собственника, а им стала государственная компания Роснефть, составили по месячной добыче не более 5 %, к тому же они совпали с циклическим снижением производства в зимний период. То есть на самом деле, потери были еще меньше. Не пострадали ни импортеры, ни внутренние потребители нефти ЮКОСа.
Можно по–разному относиться к политике, выбранной государством по отношению к гигантской нефтяной компании, жалеть, что заметно пострадал инвестиционный имидж России, но непреложное правило для честного бизнеса в любой цивилизованной стране – сполна платить налоги - должно стать аксиомой и в этой стране.
Что же помешало российским энергетикам добиться лучших результатов в прошлом году? По словам С. Оганесяна, неоправданно затянулся процесс принятия нового «Закона о недрах». Это сильно сдерживает геологоразведку новых месторождений частными компаниями. Как бы отвечая на упрек главы ФАЭ, в тот же день министр природных ресурсов Юрий Трутнев на встрече с Президентом Путинын пообещал, что окончательный проект закона о недрах правительство рассмотрит в феврале. Известно, проект закона не предусматривает конкурсов на разработку минеральных ресурсов.
Не обрел силу закон о Налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сейчас ставка этого налога на нефть специфическая — она исчисляется в рублях с тонны добытого сырья. Затем ставка умножается на повышающий коэффициент, который учитывает мировую цену на нефть и курс рубля к доллару. В проигрыше компании, которые продают топливо внутри страны: они вынуждены платить налог по той же ставке, что и имеющие больше прибыли экспортеры. Получается, что работающий в лучших условиях, получает больший доход. К тому же, такая несправедливость одна из причин «заоблачных» цен на бензин внутри России.
При всей очевидности пользы от изменения шкалы НДПИ, вряд ли новый закон будет принят в ближайшее время, - считает Сергей Оганесян.
По его словам, в настоящее время рабочая комиссия рассматривает опыт применения такой же шкалы в других странах. Параметры для дифференциации налога уже выбраны, подчеркнул Оганесян. "Не думаю, что данное решение будет быстрым решением, окончательное слово за правительством", - сказал он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции