- Аскар Чингизович, в последнее время состоялось несколько визитов главы Кыргызстана в Россию. Как в этом контексте можно оценить перспективы двусторонних отношений?
- Президент Кыргызстана действительно часто бывает в Москве. Буквально недавно был его визит, связанный с торжественными мероприятиями в честь 250-летия МГУ. В ходе визита состоялась встреча с Владимиром Владимировичем Путиным. Это последнее крупное событие в нашем двустороннем диалоге. Мы весьма удовлетворены этой встречей, ее результатами. Еще раз хотел бы подчеркнуть то значение, которое Российская Федерация уделяет развитию двусторонних отношений в том, что касается и сферы
безопасности, торгово-экономического сотрудничества и культурных, гуманитарных связей. Касаясь дальнейших перспектив развития наших двусторонних отношений, я прежде всего хотел бы особо подчеркнуть, что Россия была и остается нашим главным стратегическим партнером, нашим надежным другом и верным союзником. Кыргызстан готов выполнять все взятые на себя обязательства в рамках этих союзнических, партнерских отношений. Об этом говорят и наши совместные шаги в сфере безопасности. Прежде всего речь идет об авиабазе в Канте. Кыргызстан готов делать все от него зависящее, чтобы вывести на новый уровень наше торгово-экономическое сотрудничество. Россия для нас - гарант безопасности и стабильности в этом регионе, поэтому
мы придаем особое значение сотрудничеству в сфере безопасности как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций - ОДКБ, Шанхайской организации сотрудничества. Мы видим в России лидера, локомотив СНГ, поэтому мы будем всемерно укреплять наше сотрудничество с Россией и в рамках Содружества независимых государств. Особое внимание мы уделяем консолидации той культурной, духовной, исторической близости, которая объединяет наши народы. Я думаю, вы слышали, что сейчас у нас в правительстве рассматривается предложение о том, чтобы обратиться к российской стороне с идеей о введении двойного гражданства.
В целом, на мой взгляд, перспективы нашего сотрудничества весьма оптимистичны.
- Какова, по Вашему мнению, роль Кыргызстана в региональных международных организациях?
- Мы весьма активно принимаем участие в работе этих международных организаций. Кыргызстан всегда был сторонником углубления интеграционного начала в деятельности этих структур. Нами поддерживаются все инициативы, направленные на то, чтобы наполнить их реальным содержанием, активизировать интеграционные процессы. По линии СНГ поддерживаем предложения о необходимости реформирования этой организации. Сейчас активно принимаем участие в многосторонней работе по выработке конкретных моделей и направлений этой реформы. Что касается ОДКБ, это было наше предложение о создании здесь
военно-воздушной базы Российской Федерации в Канте как основы военно-воздушного компонента Сил коллективного реагирования ОДКБ. Это конкретный вклад Кыргызской Республики в укрепление южного фланга Содружества, в укрепление ОДКБ. Аналогичная позиция у нас в отношении всех инициатив, которые направлены на повышение эффективности многостороннего сотрудничества в сфере безопасности, политического, экономического, культурного сотрудничества.
- Отражается ли на деятельности МИД Кыргызстана внутриполитическая обстановка в республике, которую многие наблюдатели оценивают как предреволюционную?
Естественно, существуют различные точки зрения в отношении того, что происходит в Кыргызстане, в том числе и среди российских СМИ. Я не могу не отметить, что, как мне представляется, наряду с публикациями, в которых пытаются дать объективную, беспристрастную оценку ситуации, есть материалы, в которых сгущаются краски, когда речь идет о внутриполитической ситуации в
нашей стране, когда пишут о неминуемости революционного "оранжевого" сценария. Я не считаю, что ситуация предреволюционная. Идет обычная политическая борьба перед выборами. У оппозиции есть желание пройти во власть - на то она и оппозиция.
Другой вопрос - что наряду с этим естественным желанием как у власти, так и у оппозиции есть ответственность за сохранение политической стабильности, ответственность за сохранение общественного спокойствия. Однако для этого есть законные пути, а предпринимаемые сейчас некоторыми оппозиционерами попытки прийти к власти посредством эскалации "революционных" методов борьбы - пикеты, демонстрации, конфронтация с властями, могут дестабилизировать обстановку, и тогда уже трудно будет говорить о свободных выборах. В этом вопросе на все стороны выборного процесса ложится большая ответственность. Наше правительство, думаю, это прекрасно понимает. Надеюсь, что и оппозиция. Раскручивание темы "оранжевой" или любой другой "бархатной революции" в
условиях Кыргызстана может привести к непредсказуемым последствиям. У нас есть некоторые люди, которым эта идея нравится. И они хотели бы аналогичного сценария для Кыргызстана. Я уже говорил и еще раз хочу повторить, что у нас вариант революционного действия вряд ли пройдет в соответствии с украинским или грузинским сценарием. Не дай Бог - он может повторить таджикский
сценарий начала 90-х. Предстоящие выборы будут испытанием нашей демократической зрелости. Это касается и властей, и гражданского общества, и оппозиции. А также это будет очень серьезный экзамен на их чувство ответственности перед страной, перед
народом, перед нашим будущим как независимого государства. Президент, правительство будут предпринимать все необходимое для того, чтобы выборы были демократическими, честными, справедливыми. Об этом заявлялось не раз, и я уверен в искренности этих заверений. И вы осведомлены о тех шагах на законодательном уровне, практических мерах, направленных на то, чтобы это
обязательство было выполнено. Созданы все условия, чтобы выборы соответствовали нашим международным обязательствам, чтобы народ мог в демократической, свободной обстановке сделать свой выбор. Что касается внешнеполитической сферы, то Кыргызстан находится сейчас в фокусе внимания как российских, так и других зарубежных СМИ. Для нас важная задача, чтобы у наших международных партнеров, у общественности других стран было правильное представление о проходящих процессах, в частности, о
деятельности правительства, о настроениях нашего общества. Я уже говорил, что не могу согласиться с некоторыми оценками, которые даются внутриполитической ситуации. Естественно, я не могу сказать, что все у нас спокойно, но на данный момент нет оснований говорить о предреволюционной ситуации. Еще раз хочу отметить, что идет политическая борьба. Главное - чтобы она не выходила за рамки законных методов и не вела к дестабилизации общественно-политической ситуации.
- Глава ЦИК КР, выступая в середине января перед представителями дипломатического корпуса, аккредитованного в Кыргызстане, говорил о некорректности действий некоторых международных и зарубежных организаций в предвыборный период. Какова позиция МИД по этому вопросу?
- Действительно, высказывалось такое мнение. По этому вопросу мы ведем диалог с нашими западными друзьями и партнерами. Наши западные партнеры заверяют нас в том, что подобная помощь не оказывается. Хотелось бы этим заверениям верить. Прежде всего, многое зависит от поведения наших неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и конкретных лиц, которых мы относим к оппозиции и которые работают на гранты, полученные от западных неправительственных организаций.
Мы признательны западным партнерам за помощь в деле демократизации, создания гражданского общества на протяжении всего периода независимого развития. Но, вместе с тем, не могу не отметить, что в случае, если будут факты вмешательства, если та или иная страна займет чью-то сторону в политическом процессе, что можно будет характеризовать как вмешательство, то это повлечет за собой соответствующие выводы, соответствующую реакцию нашего правительства. Я думаю, ни одна страна в мире не стала бы терпеть подобного факта вмешательства. Если бы проходили выборы где-нибудь в Великобритании, Дании, Америке или любой другой стране, а правительство Кыргызстана стало бы финансировать оппозиционную партию или оппозиционного лидера, я думаю, вы все представляете, как к этому бы там отнеслись. Существуют законы страны, которые необходимо уважать. В частности, наше избирательное законодательство запрещает финансирование участников выборного процесса со стороны каких-либо международных фондов, организаций. Существует также принцип невмешательства в выборные процессы, который зафиксирован в соответствующей резолюции ГА ООН. Мы надеемся, что наши зарубежные партнеры с уважением отнесутся к праву народа Кыргызстана самому сделать свой свободный выбор.
А за получаемую помощь и поддержку мы признательны и благодарны.