Интервью директора Института США и Канады Сергея Рогова в связи с вступлением Кондолизы Райс в должность госсекретаря США
- Как вы расцениваете вступление в должность нового госсекретаря США Кондолизы Райс, каких изменений можно ожидать во внешней политике Вашингтона?
- С приходом Кондолизы Райс на должность нового госсекретаря США американский подход к России не ужесточится. Райс долгие годы занималась исследованиями Советского Союза, естественно, с определенных идеологических позиций, но никогда она не отличалась негативным отношением к России. В этом ее принципиальное отличие от таких американских деятелей как Збигнев Бжезинский.
Позиции Райс достаточно прочные, поскольку она тесно работает с президентом Бушем. Если ее предшественник - Колин Пауэлл, был в определенной степени аутсайдером, «белой вороной» в администрации США, не входил в ближний круг президента, то Райс с Джорджем Бушем поддерживала служебные контакты ежедневно. С ее приходом в госдепартамент в системе американских институтов позиция госдепа существенно усилится по сравнению с Пентагоном. Как известно, в первый срок пребывания у власти Джорджа Буша младшего именно Пентагон играл лидирующую роль в подходе ко многим международным проблемам, прежде всего, к Ираку. Приход Райс в государственный департамент может привести к определенному изменению американской внешнеполитической позиции.
Обращает на себя внимание и тот факт, что Райс привела с собой в госдепатамент целый ряд хорошо известных профессионалов, экспертов-международников, с которыми она тесно работала в администрации Джорджа Буша старшего. Они известны как сторонники тесных связей с союзниками США по НАТО. Можно предположить, что в ближайшее время новый государственный секретарь США попытается ликвидировать тот разрыв, который произошел между США и многими западноевропейскими странами, другими союзниками США, во время первого мандата Буша в связи с целым рядом проблем, прежде всего, в отношении Ирака. Можно ожидать активизацию попыток вовлечь НАТО в Ирак по мере возможного сокращения американского военного присутствия там. Президент Буш уже заявил, что готов после выборов в Ираке удовлетворить просьбу нового иракского правительства о составлении графика вывода американских войск из Ирака.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние российско-американских отношений, какие шаги необходимо сделать для их дальнейшего развития?
- Следует отметить, что Совет национальной безопасности в настоящее время возглавляет бывший заместитель Кондолизы Райс - Стив Хадли, это означает, что будет действовать достаточно тесная связка: госдерпартамент -СНБ.
Хочу отметить, что на российском направлении, когда Райс занимала должность помощника президента по национальной безопасност, СНБ действовал достаточно активно. Это создает достаточно интересную ситуацию перед предстоящим саммитом президентов Путина и Буша в Братиславе. Между Россией и США существуют расхождения по целому ряду вопросов, но нельзя исключать и попытки придать второе дыхание стратегическому партнерству, которое провозгласили два президента после 11 сентября 2001 года.
Российско-американские отношения напоминают мне велосипедиста. Как известно, если велосипедист останавливается на месте, можно заниматься сюрплясом, но неудобно и можно упасть. Сейчас настал момент, когда нужно крутить педали дальше. Приход Кондолизы Райс в госдеп дает такую возможность. Сейчас главное - какие внешнеполитические приоритеты провозгласит администрация Буша. Если будет достигнута согласие по тем вопросам, где у России и США существуют общие интересы, то, я думаю, что движение вперед во время вторых мандатов президентов Буша и Путина может возобновиться.
Переоценки ценностей в Братиславе я не ожидаю. Того заряда, который получили российско-американские отношения после 11 сентября в плане борьбы с международным терроризмом, уже недостаточно для того, чтобы шло движение вперед, поскольку возникли проблемы по целому ряду других вопросов. Сейчас требуется определить новое направление российско-американского сотрудничество, прежде всего в сфере борьбы с распространением оружия массового уничтожения, экономического сотрудничества, которые позволят создать достаточно прочную основу российско-американских отношений. Такие отношения в долгосрочном плане нельзя строить только на основе личных отношений президентов. Требуется и создание совместных механизмов, институтов, требуется и международно-правовое оформление. Личные отношения очень важны, но в долгосрочном плане этого недостаточно.
- Когда можно ожидать приезда Кондолизы Райс в Москву?
- Когда конкретно она приедет в Москву мне неизвестно. Но если Джордж Буш в феврале по пути в Европу встретится с Владимиром Путиным, думаю, что и Кондолиза Райс также не будет игнорировать Россию. Тем более, что русский язык она не забыла. Она читает и может изъясняться по-русски. Какие-то сложные вещи, когда важны нюансы, с ней лучше обсуждать по-английски. С русским языком она уже давно ежедневно не работает, хотя язык знает прилично.