МОСКВА, 27 янв - РИА "Новости". У экипажа МКС - Салижана Шарипова и Лероя Чиао выходной день.
"Космонавты просушивают скафандры и отдыхают после тяжелой работы в открытом космосе, которую они успешно завершили накануне", - сообщил РИА "Новости" представитель российского ЦУП.
В среду десятому экипажу МКС удалось выполнить все запланированные работы в открытом космосе и благополучно вернуться обратно на борт станции. Таким образом, первый выход Салижана Шарипова и Лероя Чиао в космическое пространство в скафандрах "Орлан", в течение которого МКС на пять с половиной часов осталась необитаемой, прошел успешно.
В задачи экипажа входило "вывести" в космос и установить на внешней поверхности станции немецкого робота "ROCKVISS". Эта конструкция высотой в полметра, оснащенная двумя шарнирами, металлическим пальцем и двумя интегрированными видеокамерами, была успешно смонтирована на внешней поверхности МКС.
Экипаж также установил на внешней поверхности МКС универсальное рабочее место, сфотографировал сопловые насадки выброса газов от систем "Электрон-ВМ", "Воздух" и блок очистки атмосферы от микропримесей.
В ходе работ в открытом космосе Салижан Шарипов обнаружил на выпускном клапане кислородообразующей системы "Электрон" МКС черный налет, похожий на растекшееся машинное масло. "Это масло или жидкось - мокро на 15 сантиметров вокруг, черный налет в сторону другого клапана", - доложил бортинженер десятой экспедиции МКС в ЦУП.
Шарипов получил распоряжение сфотографировать пятно и ни в коем случае его не касаться. По словам представителя ЦУП, никакой опасности для работы системы производства кислорода "Электрон" пятно не представляет, однако после получения фотоснимков, сделанных Шариповым в открытом космосе, изучением появления налета обязательно займутся специалисты.
Кроме того, Салижан Шарипов и Лерой Чиао установили на стыковочном отсеке служебного модуля закрытый спецконтейнер с живыми микроорганизмами.
Если раньше экипаж изучал воздействие микрофлоры на различные материалы в жилых отсеках МКС, то теперь на внешней поверхности микроорганизмам придется "на собственной шкуре" испытать на себе влияние открытого космоса, где наблюдаются сверхнизкие температуры в тени, и мощная радиация на стороне Солнца.