МОСКВА, 13 янв - РИА "Новости". Оба ледокола береговой охраны США - "Polar Sea" и "Polar Star", проводившие суда с топливом и продовольствием к Антарктической станции "Мак Мердо", вышли из строя. На помощь полярникам спешит российский ледокол "Красин".
Об этом РИА "Новости" сообщил президент Ассоциации полярников, Герой Советского Союза Артур Чилингаров, который является координатором операции по оказанию помощи "МакМердо", и будет согласовывать совместные действия российского ледокола и американских полярников.
В настоящий момент Чилингаров уже находится в Антарктиде и ведет подготовку к проведению операции на основании данных, полученных вертолетами ледовой разведки.
"Капитан "Красина" принял решение идти в Антарктиду к месту проводки судов без промежуточных остановок в портах Австралии и Новой Зеландии", - сообщил Чилингаров.
Ледокол "Красин" Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) должен обеспечить ледокольную проводку к "Мак Мердо" (McMurdo) - главной научной базе Антарктической программы Национального научного фонда США транспортных судов с топливом, продовольствием и медикаментами. В противном случае персонал станции необходимо будет эвакуировать. Эта операция будет выполняться по поручению правительства РФ в ответ на просьбу о помощи со стороны Правительства Соединенных Штатов, сообщил Чилингаров.
По его словам, "впервые за все время существования полярных станций" США, считающие себя лидерами освоения Антарктиды, запросили помощи у России".
"Традиционно ледовая проводка судов, обеспечивающих полярную станцию "Мак-Мердо" всем необходимым, осуществляется двумя ледоколами Береговой охраны США "Polar sea" и "Polar star", мощность которых в несколько раз ниже мощности "Красина". В этом году из-за ухудшения ледовой обстановки, а также поломки одного из ледоколов и угрозы блокады станции, было принято решение о срочном направлении в Антарктиду российского ледокола. Теперь и второй американский ледокол вышел из строя", - сообщил Чилингаров.
Как сообщил генеральный директор ДВМП Евгений Амбросов, "обращение Правительства Соединенных Штатов за помощью именно к России не случайно, Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире, а экипажи с российских ледоколов имеют самый большой опыт плавания во льдах". По словам Амбросова, "такого опыта ледокольной работы, в том числе и в Антарктиде, нет ни у кого в мире. Наши ледокольные экипажи не раз доказывали свой высочайший профессионализм. Достаточно вспомнить легендарный рейс ледокола "Владивосток", который под командой Геннадия Антохина в 1985 году спас в том же море Росса зажатое льдами научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов".
Как сообщил Абросов, "21 декабря ледокол "Красин" из порта Владивосток вышел курсом на Антарктиду под командованием опытнейшего полярного капитана Виктора Ковальчука, ученика знаменитого капитана Вадима Абоносимова, и мы твердо убеждены, что наши моряки сделают все возможное, чтобы четко выполнить поставленную задачу".
20 января "Красин" должен начать первую проводку к причалам станции Мак-Мердо танкера, который доставит на станцию 19 тысяч тонн топлива. После этого будет выполнена проводка к станции сухогруза-снабженца с 10 тысячами тонн самого необходимого груза для полярников.
Постоянно действующая станция Мак-Мердо была основана в 1956 году. Это одна из старейших и крупнейших научно-исследовательских станций в Антарктике, расположенная на берегу моря Росса. Сегодня на станции прихода российского ледокола ждут около тысячи полярников. Возвращение "Красина" в порт Владивосток ожидается в апреле 2005 года.