На пресс-конференции в Кремле японский журналист сказал, что министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил решить территориальный вопрос, передав Японии два острова на основе декларации 1956 года, но Токио "хочет четыре острова". "Возможен ли какой-то компромисс?", - поинтересовался журналист.
"Нас огорчает, что до сих пор не решен вопрос о мирном договоре с Японией, - ответил Владимир Путин. - И в японских национальных интересах, и в российских национальных интересах - все проблемы, которые мешают нашим отошениям, нужно зачистить, и как можно быстрее", - сказал президент.
"И Япония заинтересована в этом не меньше, чем Российская Федерация", - отметил Путин.
"Что касается заявления нашего министра иностранных дел - насколько я видел, он не предлагал никаких островов. Он упоминал о декларации 1956 года", - подчеркнул Владимир Путин.
Это заявление зал встретил оживлением. "А чему вы аплодируете?", - поинтересовался Путин.
"Мы еще с господином Мори (бывшим премьер-министром Японии Иосиро Мори) изучали эту декларацию. Я хорошо помню, что там написано. Я стараюсь читать документы, с которыми мне приходится работать. Декларация 1956 года, которая была ратифицирована в Советском Союзе, кстати говоря, была ратифицирована и в Японии. Поэтому когда вы мне сегодня говорите: "мы два острова не хотим, мы хотим четыре", для меня это несколько странно. Зачем надо было ратифицировать тогда?", - сказал Путин.
"Российская Федерация является правопреемницей СССР и мы, разумеется, будем стараться выполнять все международно-правовые обязательства, которые были взяты на себя Советским Союзом, как бы нам это ни было тяжело", - отметил Путин.
"Советский Союз получил четыре острова или, как у нас говорят, вернул, потому что всегда считал их своими, после Второй мировой войны. Советский Союз подписал эту декларацию и ратифицировал ее. Там есть статья девятая, где написано, что обязательным предварительным условием возможной передачи двух островов является подписание мирного договора. Что однозначно считается как урегулирование всех дальнейших территориальных споров", - отметил глава государства.
"Если Япония ратифицировала эту декларацию, почему сейчас японская сторона поднимает снова вопрос о четырех островах? Это во-первых. А во-вторых, я, как человек с базовым юридичеким образованием, обращаю ваше внимание на формулировки. Там сказано о том, что Советский Союз готов передать два острова. Не сказано на каких условиях, когда передать, и чей суверенитет распространяеся на эти территории. Это все предметы для нашего тщательного изучения и совместной работы с нашими коллегами и, я бы сказал, друзьями японскими. Потому что только имея вот такой уровень отношений, имея дружеский характер наших отношений, можно решать такие сложные проблемы, которые достались нам в наследство от прежних времен", - заключил президент России.