В частности, в соответствии с оспоренными положениями в ведении федерального центра находятся "разработка и утверждение правил и норм", "установление порядка ввоза на территорию РФ и вывоза с территории РФ подкарантинной продукции".
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Законодательного собрания Краснодарского края. Заявитель полагает, что оспариваемые нормы дают возможность ввозить на территорию России зараженное зерно, а субъекты РФ лишены возможности предотвратить это, что создает особую опасность заражения территорий по пути следования зараженного груза.
Закон "О карантине растений" вводит запрет на ввоз в Россию зараженной продукции, но предусматривает исключения из этого правила: "за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами".
Федеральный центр в лице правительства России утвердил правила обеспечения карантина на территории России. В этих правилах запрета на ввоз зараженной продукции нет.
Согласно этим правилам, ввозимое зерно подлежит переработке, обеспечивающей его безопасность. Однако пункты переработки находятся не на границе, а на территории РФ. Так например, указывает заявитель, морские порты Краснодарского края являются пунктами пропуска через границу России большого количества импортного зерна для транспортировки его в различные регионы страны.
Заявитель указывает на то, что вопросы обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении федерального центра и регионов. Сфера совместного ведения, с точки зрения заявителя предполагает, что федеральный центр и субъекты РФ действуют согласованно, с учетом воли и интересов друг друга.
Оспоренные нормы, как полагает заявитель, лишают субъект РФ возможности оказывать влияние на осуществление госнадзора по обеспечению карантина растений на всей территории региона. Органы госвласти субъекта РФ лишаются возможности повлиять на решения должностных лиц, дающие разрешение на ввоз на территорию России зараженной продукции, и даже получать своевременную информацию об этом.
Заявитель указывает на то, что информация о ввозе в Россию зараженной продукции является закрытой даже для органов государственной власти субъектов РФ, не говоря уже о населении.
Постановление КС по данному делу будет оглашено в месячный срок.