Как сообщила газета Eesti Paevaleht (Ээсти Пяевалехт), главными причинами их настороженного отношения к школьной реформе являются опасения потерять работу и возможная утрата учениками национального менталитета и связи с русской культурой.
По словам директора таллинской Пельгулиннаской гимназии Галины Ивановой, "учителя боятся потерять работу и, кроме того, есть опасения, что с уменьшением роли русского языка в процессе обучения молодежь потеряет контакт с русской культурой".
Министр образования Эстонии Тойво Майметс, напротив, считает, что двуязычное обучение является лучшей альтернативой полностью эстонским школам, так как они помогают русской молодежи одновременно сохранить русский язык как родной и культурную идентичность.
В ходе социологического исследования были опрошены почти все директора русских школ Эстонии и по нескольку учителей от каждой школы. Всего было опрошено 239 учителей.
Согласно закону об основной школе и гимназии, в 2007 году в стране предполагается начать переход на эстонский язык обучения в гимназической ступени школ. В этом законе есть также положение, дающее возможность местным самоуправлениям самим выбирать язык преподавания на своей территории. Горсобрания местных самоуправлений могут ходатайствовать перед правительством о разрешении вести преподавание в гимназическом звене некоторых школ на русском языке.